25 лет назад в Гонконге было создано нечто, что знатоки фототехники до сих пор не всегда отваживаются назвать фотоаппаратом. Речь идет о пластиковой камере Holga – дешевом среднеформатном аппарате, который первоначально предназначался для небогатых и непритязательных жителей Китая и Гонконга. Holga – европеизированное «ho gwong», что можно перевести как «очень ярко». Трудно сказать, как было придумано это китайское название. Может быть, оно связано с тем, что у пластиковых камер есть только две установки диафрагмы, для солнечной и «не очень» солнечной погоды? Средний формат, вероятно, был выбран потому, что в начале 1980-х 6-сантиметровая пленка была распространена в Китае больше, чем узкая. Как известно, вскоре ситуация изменилась. Но Хольга от этого не стала коммерческой неудачей – число поклонников камеры все время растет.
Сегодня пластиковая среднеформатная «игрушка» очень популярна во всем мире. Разумеется, не в категории любительских мыльниц. Хольгу полюбили фотохудожники, преподаватели, читающие курсы по фотографии, и даже серьезные журналисты. За что? Мишель Бэйтс, автор книги «Пластиковые камеры: игры с творчеством», называет эту камеру «антидотом против тирании технологии». И действительно: в Хольге нет никакой автоматики, но нет и большого выбора в средствах управления, все манипуляции, которые может произвести фотограф, носят очень приблизительный характер. При этом оптические эффекты, которые способны дать эти камеры, можно сравнить с возможностями сложных широкоформатных камер, мудреных устройств с мехами и на штативах.
С одной только поправкой: каждая конкретная Хольга будет давать всегда одни и те же искажения. У пластикового фотоаппарата с плохо пригнанной крышкой и слегка перекошенным, «подслеповатым» объективом, как у живого человека, прослеживается индивидуальность, и с ней не поспоришь. К поведению своей Хольги фотограф может только приспособиться.
авторы фотографий : Алексей Тихонов, Виктор Гинзбург, Витала Тауз
Комментарии
Подписаться