Фотография – это документ, глядя на который имеющий глаза и сердце начинает ощущать, что в мире не все благополучно.
Роберт Капа
Об этой легендарной личности слышали, наверное, все фотожурналисты мира, а между тем человека с таким именем в действительности не существовало. Псевдоним этот придумал себе венгерский эмигрант, подлинное имя которого – Endre Erno Friedmann – мало что кому говорило, разве только его друзьям: Эрнесту Хемингуэю, Пабло Пикассо, Ирвину Шоу, Джону Стейнбеку, Анри Картье-Брессону.
Есть люди, которым волею судеб удавалось попадать в самые ключевые моменты истории, когда они становились свидетелями, а часто и участниками самых невероятных событий. Именно таким человеком оказался Роберт Капа.
В 1936 году Капа в одном из сражений делает свою самую знаменитую фотографию - «Смерть солдата-лоялиста». Высунувшись из окопа, он снимает атаку республиканцев. Сильный пулеметный огонь противника мешает ему, он вынужден присесть. И в этот момент один из атакующих, раскинув руки, медленно оседает рядом с ним, не успев перепрыгнуть окоп. Репортер автоматически нажимает спуск камеры. Эту непроявленную пленку он отправляет в Париж. Одна из фотографий на этой пленке становится самой известной военной фотографией в мире.
До сих пор идут споры о том, подлинный ли это кадр или постановочный (аргументы есть у обеих сторон), неизвестно также и точное место съемки (но это где-то возле Сьерра Муриано). Но именно эта фотография превращает ее автора действительно в «знаменитого фотографа Роберта Капа».
Капа оставил потомкам фотографии с пяти войн: гражданской войны в Испании, второй китайско-японской войны, Второй мировой войны (европейский театр военных действий – Италия, Нормандия; кроме того, Лондон и Северная Африка), арабо-израильской войны 1948 года, а также первой войны в Индокитае. В 1947 году Капа стал одним из основателей организации 'Magnum Photos' – первого агентства для фотографов-репортеров со всего мира.
В 1954 году журнал «Life» заказал Роберту Капе серию репортажей из Индокитая, и он в очередной раз становится военным репортером. Может быть не совсем «военным» – его больше волнуют не боевые действия, а жизнь гражданского населения в охваченной войной стране. Очень символично название его последнего репортажа: «Горький рис»: «Это будет чудесная история», – говорил он 25 мая утром, выезжая из вьетнамского городка Нам-Динх. Он был в прекрасном настроении и все время шутил: «Я буду хорошо себя вести сегодня. … Не буду рассказывать, какой я великий журналист и фотограф».
Через восемь часов и тридцать километров он вышел из машины и пошел по полю посмотреть на шоссе через заросли бамбука. Вдруг раздался взрыв. «По звуку я понял, что взорвалась противопехотная мина», – рассказывал его попутчик репортер Джон Маклин, – «Я выскочил из машины – по полю бежал вьетнамский лейтенант, сопровождавший нас в поездке. Подбежав к машине, он, задыхаясь, проговорил: Фотограф мертв»...
«Если твои снимки недостаточно хороши, значит, ты был недостаточно близко» говорил Капа и с каждым разом подходил все ближе и ближе – как будто хотел заглянуть смерти в глаза. И на это раз это ему удалось. «Капа всегда виделся мне в светящемся одеянии великого тореро, но этот тореро никого не убивал», – вспоминал Анри Картье-Брессон, – «он отважно сражался за себя и других в круговороте событий; по воле рока он был сражен в апогее своей славы».
Комментарии
Подписаться