В 50-е годы 19 столетия техническая база накладывала большие ограничения на фотографов – снимать приходилось на огромные тяжелые камеры, применяя вместо пленки стеклянные пластины.
Но уже тогда стала развиваться документальная фотография, устанавливались первые задания для фотографов – сделать снимки памятников архитектуры, местности. Часто фотографы путешествовали в ряду географических экспедиций, для того чтобы запечатлеть разные национальности на снимках. Благодаря работе этих людей, сейчас, глядя на снимки, мы можем познакомиться с историей нашей страны.
Бонфилс в таких экспедициях создал целую серию фотографий сирийских бедуинов:
Фотография становится документом эпохи. Но мы видим на кадрах, что это еще не чистый репортаж, везде присутствуют элементы постановки.
Вильям Каррик снял серию фотографий «Русские типы» (1860), где появляются первые элементы реалистичности.
Иван Болдырев (в 1875-1876 гг.) первый, кто пытается снять реально происходящие события, но опять же, в связи с техническими особенностями съемки он получает совершенно другую композицию кадра, что воспринимается другими с критикой – как неумение фотографировать.
Первый публицистический репортаж делает Максим Дмитриев – это серия работ под названием «Неурожайный год 1891-1892». Здесь нижегородский фотограф не только рассказывает об ужасном голоде и его последствиях, но и показывает это событие с разных сторон, воздействуя на чувства зрителя. Впервые появляются подписи к фотографиям.
Становление фоторепортажа происходит именно из съемки таких событий.
Первый в мире фоторепортаж делают во время Крымской войны: там по заданию работают фоторепортеры – Роджер Фентон, Джорж Бернард, Александр Гарднер, Дж. Робертсон, и другие. О` Саливан делает знаменитый снимок «Урожай смерти», который переворачивает сознание репортажной фотографии – он показывает не конкретных солдат, а собирательный образ, рассказывает о смерти и горе войны.
Во второй половине 19 века становится востребованной тема съемки городов. Особенно это характерно для туристических стран, например, Италии. Туристам нужно было увозить с собой на память сувениры – фотографии, поэтому этот вид съемки дошел до совершенства. Снимки покупали не только туристы, но и работники искусства, историки, архитекторы.
В России в этом направлении работают фотографы: И. Бианки, Граф Иван Ностиц, П. Павлов и другие. П. Павлов провел колоссальную работу – сделал широкомасштабную съемку Москвы того времени, при этом он показал не только красивые виды, но и саму жизнь в городе.
С 1890 гг. появляется техническая возможность тиражировать фотоизображения в газетах и журналах. С этого времени начинает развиваться фотожурналистика. Появляются фотографы, которые занимаются исключительно репортажем. Авторы получают гонорар за использование материала в печати, причем некоторые гонорары стоили довольно-таки больших денег, их платили за особо важные события.
Теперь фотографы снимают все то, что происходит вокруг, о постановке не может быть и речи. Меняются времена, меняется и техника - камеры становятся легче, появляются другие фоточувствительные материалы.
Появляются целые династии фоторепортажников. Самая известная из них – династия Буллы – отец и сын, известные своими городскими съемками, съемками революций и самых важных событий страны.
Фотография становится еще и мощным оружием общественного сознания.
Еще один известный фоторепортер – Петр Оцуп.
20 век – век фотографии.
Вначале 20 века царский фотограф Прокудин-Горский создает «Коллекцию достопримечательностей Российской империи». Он впервые делает цветные снимки - с помощью трех цветных фильтров. Это уникальные документальные этнографические работы того времени. Сейчас фотографии С. М. Прокудина-Горского составляются в рамках проекта «Наследие».
После революций фотография становится самостоятельным видом творчества, обретает свой язык, влияет на другие виды искусства и оказывает огромное влияние на общество и культуру.
Существует единая идеологическая программа, фотография становится мощным агитационным оружием. Искусство становится массовым.
Фоторепортаж – главное направление в фотографии 20 века.
Советскую фотографию главным образом отличают оптимизм и пафос.
Появляются новые художественные приемы – такие как ракурс, точка съемки, становится активным передний план и диагональная композиция – все это новые формы, призванные показать новую жизнь, ее динамику и ритмы.
Первым, кто начинает использовать эти приемы, становится Александр Родченко, в чем проявляется его гениальность и талант. Он не только фиксировал действительность, а смог изменить ее – выхватив из жизни моменты, которые сформировали потом стиль эпохи.
Другие известные фоторепортеры – Г. Петрусов, Борис Игнатович, А. Шайхет, М. Марков-Гринберг, М. Альперт, А. Скурихин, Я. Халип, Г. Зельма.
Их работы:
Комментарии
Подписаться