Views Comments Previous Next Search

Три альбома петербургских классиков фотографии

45564
Написалnadya_sherye7 декабря 2010
45564
Три альбома петербургских классиков фотографии — Фотография на Look At Me

В Петербурге к выставкам 2010 года, отмечающим заслуги уже ушедших трех известных петербургских фотографов, вышли три альбома, которые могут пусть и не полностью, но достойно представить творчество Бориса Смелова, Сергея Жиркевича и Бориса Кудрякова.

Три альбома петербургских классиков фотографии. Изображение № 1.

Фотограф Борис Смелов (1951—1998) еще при жизни стал легендой петербургской фотографии, живым классиком, вызывавшим самое настоящее поклонение у всех, кто хоть как-то был связан с искусством «светописи». Критики и профессиональные фотографы единогласно признают Бориса Смелова одним из лучших европейских мастеров фотографии. 

Созданный им образ Петербурга — это не просто качественные снимки, но, безусловно, самое выразительное высказывание, которое было сделано об этом городе в конце прошлого века, высказывание, по своему значению равное поэзии Бродского. Его «Аполлон» из серии фотографий скульптур Летнего сада, гордый мраморный профиль античного бога, со стекающими по нему каплями дождя и ползущим пауком, часто воспроизводившийся, стал символом петербургской культуры конца двадцатого века, ёмким и многозначным, говорящим о Петербурге-Петрограде-Ленинграде-Петербурге больше, чем самые объемные сборники научных конференций.

Творчество Бориса Смелова — ценное и яркое явление петербургской культуры 1970—1990-х годов, с Петербургом связанное, Петербургу посвященное и Петербургом определенное, но при этом лишенное краеведческой ограниченности. Его произведения сопоставимы с самыми высокими образцами мировой фотографии — с произведениями Картье-Брессона, Дуайена и Кертиса.

Петербург Бориса Смелова
Каталог к выставке 2010 года, содержит около 100 фоторепродукций, с предисловием Константина Кузьминского, Аркадия Драгомощенко, Александра Секацкого, Вальрана. 

Три альбома петербургских классиков фотографии. Изображение № 2.


Сергей Жиркевич (1958 - 2010). Профессиональный фотограф, Член Союза Художников России. 

Три альбома петербургских классиков фотографии. Изображение № 13.

С 1982 г. участним многих фольклорно-этнографических экспедиций по северо-западу России, пограничным районам Белоруссии, по провинциям Литвы, Эстонии и Карелии, а также несколько экспедиций в высокогорные районы Северного Кавказа.

С 1985 г. увлекся фотосъёмкой Петербурга. Создает серию фотопортретов представителей традиционного петербургского искусства: Георгия Тотса, Кирилла Иванова-Бунина и более молодых литераторов, художников и музыкантов: Олега Григорьева, Валерия Гергиева, Олега Каравайчука…

Заметный авторский альбом - "ОТ ЗАМОГИЛЬЯ ДО БЛАГОДАТИ" - альбом о путешествиях по Псковской и Новгородской областям, фотографии и тексты о магии, песнях, музыке, монастырях, истории и человеческих судьбах, вышел в издательстве «Икар», в Петербурге, в 2000 году. 

Сотрудничал с газетами и журналами, радиопередачей «Колдовская сила» (Радио «Свобода», 2003) и писал авторские тексты для ряда газет и публикации в научных сборниках Российского института истории искусств.

Персональные выставки:

1994 — Музей г. Невеля (Псковская обл.); 2000 — выставка-презентация книги «От Замогилья до Благодати» (Дворец кн. Кочубея, СПб.); «Solitudo»/«Уединение» (цветные пейзажи; Чайный домик Летнего сада, СПб.); «Из города Глупова — с любовью...» (Музей М. Е. Салтыкова-Щедрина, Тверь). 2001 — «От Замогилья до Благодати» (галерея «Первая линия», факультет журналистики СПбГУ).

Собрания: Авторские коллекции (фотографии, аудиозаписи и аутентичные тексты) в Архиве American Folklife Center Библиотеки Конгресса США (Вашингтон) и в Музее города Невеля (личный фонд С. Жиркевича); фотографии в собраниях Navigator Foundation (Бостон), Джорджа Сороса, Нортона Доджа, в частных коллекциях (Германия, Франция, США, Россия). 

В архиве: слайды (60 мм.) — Петербург, пейзажи Псковской, Новгородской, Вологодской обл. Церкви и монастыри. Черно-белые фотографии из этих регионов и все, что связано с фольклорно-этнографической тематикой.

Три альбома петербургских классиков фотографии. Изображение № 14.

Сергей Жиркевич. Каталог к выставке 2010 года, содержит около 70 фоторепродукций. С предисловием Александра Секацкого, Наля Подольского, Валерия Савчука, Вальрана и др.


Три альбома петербургских классиков фотографии. Изображение № 26.

Борис Кудряков (1948 - 2005) по праву считается родоначальником послесталинской независимой фотографии в Ленинграде. Он реанимировал линию петербургского архетипа, идущую от Гоголя, Достоевского, Вагинова, Добужинского, Шилинговского, создавал натюрморты, построенные по логике абсурда, снабжал фотографии текстами. 

Вслед за Гран Борисом (Кудряковым) Петербург Достоевского снимал Пти Борис (Смелов). Собственно формирование Бориса Смелова как художника шло под влиянием Грана. Если натюрморты и пейзажи Смелова конца 1960-х гг. напоминают аналогичные работы Кудрякова, то с начала 1970-х гг. их пути расходятся — Пти выбирает последовательный эстетизм, Гран остается непримиримым антиэстетом. Абсурдистскую линию в фотографии в 1970-е гг. продолжил Николай Матренин, а Лев Звягин в эти же годы снимал мусорные свалки и создавал из мусора натюрморты.

В натюрмортах Кудряков сочетает несочетаемое, он сбивает восприятие с привычного, банального и бытового уровня. Зритель ищет контекст, в котором пищеварительные железы, женские волосы и электрическая лампочка обрели бы смысл. Но здесь нет и не может быть тривиальных связей как в сочетании — водка, селедка, стакан. Соотношение несоединимых предметов отсылает нас к логике абсурда, в которой степень несочетаемости отдельных элементов определяет структуру и энергетику целого. 

Борис Кудряков и в литературе, и в фотографии продолжает и развивает линию русского абсурда на материале застойного или победившего социализма. Разве можно воспринимать плакат о распределении суточного питания с чудовищно нелепой цитатой из Ивана Павлова без иронии. 

В нищей стране, где большая часть населения вела полуголодное существование, подробная инструкция по поводу режима питания является типичным примером советского абсурда. Абсурд, мрачная ирония, введение текстов в изобразительный ряд, авторские комментарии предвосхищают тенденции постмодернизма, представители которого впервые по достоинству оценили творчество Бориса Кудрякова.

Три альбома петербургских классиков фотографии. Изображение № 27.

Борис Кудряков. Каталог к выставке 2010 года, содержит более 60 фоторепродукций и 32 репродукции живописи. С предисловием Константина Кузьминского, Аркадия Драгомощенко, Александра Скидана, Бориса Констриктора и др.

Более подробная биография Бориса Кудрякова представлена здесь, а также здесь вы можете прочитать тексты коллег, друзей и искусствоведов о творчестве фотографа, писателя и художника Бориса Кудрякова.

Cтоимость каждого альбома - 360 руб. Купить альбомы можно в галерее "ФотоДепартамент", Санкт-Петербург, Невский пр., 32 или заказать через сайт с доставкой в любой город.

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются