Views Comments Previous Next Search

Выкладывать или не выкладывать?

6917000
НаписалТатьяна Блинова30 января 2011
6917000
Выкладывать или не выкладывать? — Фотография на Look At Me

В современном мире быстрого развития глобального информационного общества невозможно оставаться в стороне от культурного обмена, происходящего во  всемирной сети Интернет. Нашему вниманию здесь представленные несчетные варианты сайтов, на которых фотограф любого уровня может выставить свои работы, надеясь на внимание и высокие оценки своих сетевых коллег. Интернет-сообщество крайне демократично и непредсказуемо -  за несколько часов оно может сделать вас своим героем, вознеся на вершины рейтингов. Поему бы ни стать фотографом с мировой славой, разместив свой кадры на сетевом ресурсе?

 Но у таких кибер-витрин есть и свои кулисы: куда уплывет сделанный вами снимок с просторов этого сайта по информационным волнам вычислить очень сложно. В основном, конечно, удачные снимки оседают в папках downloads на компьютерах у тех, кому они приглянулись, однако у удачных фотографий бывает и иная судьба. Существует много примеров, когда фотографии начинают вести двойную жизнь без ведома их создателя: нарушение авторских прав, к сожалению, является эпидемией в сети.

Можно ли обезопаситься от кибер-воровства, не отказывая себе в возможности сетевой публичности? Поскольку вопрос этот очень актуален, то и ответов на него в самой же глобальной паутине существует множество. Кто-то рекомендует ставить подпись на каждом снимке[1], кто-то – кадрировать фотографии перед публикацией, чтобы потом иметь возможность доказать авторство, предоставив снимок полного размера.[2] Но перед тем, как обсуждать какие меры можно и стоит предпринять в связь с возможностью нарушения авторского права, нужно уточнить в чем эти права заключаются и как они регламентируются.

Исторически фотографы не сразу были признаны обладателями авторских прав на свои произведения. Многие рассматривали фотографию лишь как результат технического копирования с помощью фотоаппарата и набора химикатов.[3]

В Законе, действовавшем до 8 декабря 2006 года, «Об авторском праве и смежных правах» прямо указано на охраняемость «фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии» (ст.7), причем авторское право на фотографию, также как и на любое другое охраняемое законом произведение, возникает с момента ее создания и действует в течение всей жизни автора и пятидесяти лет после его смерти.[4]

Сейчас этот закон заменен на Главу 69 в Гражданском кодексе  РФ  (Часть четвертая; Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализаци). Отдельно понятия «фотография», «фотоизображение», «фотопроизведение» в этой главе не указаны, но эксперты уверяют – нет разницы, о чем идет речь: о стихотворном, фотографическом или каком-либо другом авторском произведении.[5]

В наши дни Закон приравнял фотографию к «произведениям науки, литературы и искусства».

Часто дискуссии и статьи на тему копирайта сводятся к тому, что доказать вину плагиаторов и тем более получить денежную компенсацию при таком нарушении очень сложно.[6] Хотя некоторые случаи действительно выглядят вопиющими и очевидными. Хотелось бы привести несколько примеров.

В 2010 году на средства государственного гранта (в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14.04.2008 г. №192-рп) был организован фотоконкурс  «Заповедная Россия». Международный гуманитарный общественный фонд "Знание" получил на его организацию 320 000 руб.[7] 

Гуманитарное начинание на деле оказалось громким прецедентом в истории нарушения авторских прав: «Сегодня на одном из моих любимых фотосайтов 35photo.ru многие его участники с удивлением узнают о том, что в 2010 году они участвовали в конкурсе "Заповедная Россия", некоторые заняли призовые места и стали лауреатам и даже участвовали в выставке. Все это очень замечательно, только никто из авторов ни слухом, ни духом ни о конкурсе, ни о выставке. Никто не посылал свои фото на конкурс. Среди победителей действительно имена в российской фотографии: Сергей Горшков, Игорь Гущин, Андрей Нарчук, Николай Зиновьев, Николай Ушаков, Андрей Гильберт и т.д.[8] Суть такая, что фото своровали в интернете, удалили копирайты, где они стояли на фото и выложили на сайте, как будто все эти люди подавали заявки и участвовали в конкурсе.» Это цитата блога одного из авторов украденных фотографий Вадима Балакина, направившего в связи с этим письмо в Администрацию Президента РФ. Интернет-сообщество и вышеозначенные фотографы до сих пор ждут судебного решения по этому делу.

Изображение 17. Выкладывать или не выкладывать?.. Изображение № 1.

Еще один пример плагиата приводит в своем блоге фотограф Кирилл Зайцев.[9] Он размещает свой кадр, сделанный несколько лет назад, а под ним печатную рекламу сигарет Esse, сделанную значительно позднее. Невооруженным глазом видно, что дизайнеры табачной компании пересняли идею Кирилла для своего плаката. Это еще один интересный аспект авторского права в области фотоизображений: ведь не всегда плагиаторы используют снимок, авторство которого им не принадлежит, иногда они переснимают идею, созданную и реализованную фотографом в своем произведении.

Изображение 8. Выкладывать или не выкладывать?.. Изображение № 2.

Такой пример есть и в обратную сторону: фотограф переснимает для своего творчества идею, ранее использованную в коммерческой рекламе. Например, фотограф Ксавье Мендиола (Xabier Mendiola) в 2009 году снял рекламную компанию для Torras Papel, компании, производящей бумагу.[10] В 2010 году в журнале Kinki № 24 вышла фотосессия Сильваны Зыбуры (Sylwana Zybura) с коллажами Лолы Дюпре (Lola Dupré), одна из фотографий которой крайне напоминала снимок Ксавье.[11]

Изображение 9. Выкладывать или не выкладывать?.. Изображение № 3.

Как известно, бывают случаи, когда фотоснимок используется в переделанном виде, например, в виде коллажа – и это тоже нарушение авторского права. Переделкой считается не только «подрисовка усов, ушей и хвостов» изображенным на фотоснимке персонажам, но также окрашивание в цвета, отличные от оригинальных, и размещение в кадре текста. Иными словами, практически любое вмешательство в произведение является его переработкой, на осуществление которой необходимо получать согласие автора или тех лиц, кому он передал исключительные права на использование фотоснимков. Кроме того, даже после истечения срока охраны фотоснимка переделка, которая искажает произведение и наносит ущерб репутации автора, будет незаконной. Право на защиту репутации автора охраняется бессрочно.[12]

Есть в Интернете и такие примеры использования авторских произведений в корыстных целях плагиаторов, не получающих от этого прямой финансовой выгоды, - ведь попытка популяризации и построение собственного творчества на авторских работах других людей – вполне меркантильное намерение, даже если новый автор не получает гонорары за «свои» произведения.

Примером может служить Игорь Серко. В своем блоге он запустил проект «Whisper words of wisdom».[13] На фотографиях известных людей он размещает их цитаты с помощью графического редактора и ставит свой копирайт – знак того, что авторство данного произведения теперь принадлежит ему.

В комментариях к его проекту встречаются люди, указывающие Игорю на его ошибку, однако Игорь считает эти коллажи «производными произведениями», авторское право на которые принадлежит ему. Я также вступила с Игорем Серко в дискуссию об авторском праве, ссылаясь на букву закона.[14] В этом вопросе меня консультировал уже упомянутый Кирилл Зайцев, считающий произведения Игоря безусловным плагиатом.

Однако у этой истории есть еще один интересный оборот: Игорь Серко негодует в комментариях к своему проекту, что различные Интернет-ресурсы используют его коллажи, не указывая первоисточника, а иногда и «копирайт на картинках обрезали, тем самым их уродуя».

Возникает встречный вопрос: не уродует ли Игорь карточки фотографов, которые использует в своем проекте? Автор «Whisper words of wisdom» так не считает, создавая свою популярность на основе чужих замечательных фотографий и мудрых изречений, продолжая тиражировать их во всемирной паутине, в том числе и на сайте LOOK AT ME.[15]

Изображение 20. Выкладывать или не выкладывать?.. Изображение № 4.

Встречаются также случаи нарушения прав автора, когда под фотографией ставятся некорректные подписи, не соответствующие отраженному на ней реальному событию либо неверно трактующие зафиксированное на фотографии. Такими примерами богат сайт, название которого говорит само за себя: http://copiraitov.net/.

Изображение 23. Выкладывать или не выкладывать?.. Изображение № 5.

Еще одно популярное в сети явление, основанное на нарушении авторского права фотографов – так называемые «демотиваторы». Это фотографическое (или любое другое) изображение, обрамленное черным паспарту с иронической или двусмысленной подписью под ним. Ранее они являлись творчеством «неизвестного сетевого исполнителя», разбросанным по разным сайтам и цитирующимся разными ресурсами. Сейчас «демотиваторы» обрели свой дом.[17] На этом сайте любой желающий может создать собственный «демотиватор». Но даже здесь есть ограничения:

«Запрещено размещение материалов:

  • нарушающих законы РФ. В частности: распространение порнографии; призывы к насилию либо межнациональной вражде, оскорбление высших должностных лиц РФ и т.п..
  • пропаганда любых организаций и движений
  • использование изображений, единственная цель которых вызывать негативные эмоции, либо нарушающие общепринятые этические нормы
  • вложенные постеры и общение при помощи постеров
  • с подписями содержащими грамматические и орфографические ошибки
  • использующих фотографий неизвестных (малоизвестных) людей или некачественных материалов
  • повторение постеров или повторное добавление удаленных постеров
  • реклама и спам любых форм»[18]

Эти ограничения, казалось бы, должны полностью исключить плагиат, однако и нескольких минут на сайте достаточно, чтобы обнаружить множество таких примеров.[19]

Изображение 14. Выкладывать или не выкладывать?.. Изображение № 8.

Такое количество фактов нарушения авторского права может подтолкнуть к мысли, что выкладывать свое творчество в Интернет не стоит, однако это не совсем так. Публичность в современном обществе становится одной из важнейших характеристик успешного фотографа.

Большинство западных и отечественных фотографов имеют свои собственные сайты, что также не мешаем им выкладывать свои снимки на всевозможных сетевых ресурсах-витринах, вступать в полемику с комментаторами, самим комментировать чужие работы. Такой обмен мнениями важный аспект, помогающий новичкам задать свои вопросы более опытным фотографам, услышать их советы; а корифеям обменяться мнениями с коллегами, профессионально обсудить новые кадры. Причем такой творческий и профессиональный информационный обмен иногда занимает считанные часы. Никогда еще образование не было так доступно и оперативно!

Но полезные комментарии не единственный плюс популяризации своих работ во всемирной паутине. Многие современные фотографические конкурсы и проекты проводятся с помощью Интернета.

Один из такие проектов – «Best of Russia» («Лучшие фотографии России»).[20] Победители конкурса получают возможность приять участие в выставке, которая из Москвы переезжает в Пермь, Новосибирск и, наконец, Париж. Также каждый победитель получает фотоальбом большого формата со своей работой и возможность получить призы от организаторов. В прошлом году президент РФ Дмитрий Медведев посетил выставку «Best of Russia '09» в Центре современного искусства «ВИНЗАВОД» в Москве.[21] Все, что нужно, чтобы выставится в Париже, получить альбом и быть замеченным президентом – отправить свои фотографии с помощью Интернета на сайт проекта. Я уже освещала этот конкурс на LOOK AT ME, а сейчас рада сообщить, что этом году я вошла в число победителей. Замечательно, что подобные проекты, осуществляемые во всемирной паутине, дают возможность молодым и начинающим фотографам заявить о себе, а опытным мастерам продемонстрировать свой творческий уровень.

Кроме того многие фотографы ведут свои блоги, где делятся новыми снимками, так сказать «с пылу, с жару»[22] или секретами мастерства, завоевывая новые аудитории и становясь известнее.[23]

Что же стоит делать, чтобы пребывание в сети для фотографа стало не только рискованной авантюрой в поисках признания, но приятной прогулкой с уверенностью в сохранности своего творческого багажа? Ответить на этот вопрос однозначно и просто в свете проведенных примеров задача практически невыполнимая, но во всемирной паутине найдутся рекомендации и на этот счет. Анна Сучкова в своем блоге размещает подробный материал об авторской подписи на снимках.  Анна считает, что подпись автора на снимках нужна: «Я печалилась от отсутствия подписи на понравившейся работе, которую когда-то сохранила на компьютер и забыла, чьё это». Илья Рашап, профессиональный фотограф в жанре «ню», также считает, что ненавязчивая подпись, не мешающая восприятию изображения на снимке нужна, ведь не всегда получается переименовывать найденные в сети снимки, когда они попадают в личную коллекцию, называя их именем автора. Илья свои фотографии подписывает.[24] Ян Соболев, основатель сайта для фотографов http://500px.com/, тоже ставит подписи на своих работах, причем делает это по-разному: сначала он размещал на фотографиях только имя,[25] потом свой авторский логотип, имя или псевдоним, [26] а теперь Ян помимо имени пишет адрес своего сайта в сети Интернет.[27]

Изображение 3. Выкладывать или не выкладывать?.. Изображение № 12.

Изображение 24. Выкладывать или не выкладывать?.. Изображение № 13.

«Бывает случается, что начинающие (чаще всего) фотографы сильно переживают за факт покражи их нетленного творения. Сужу о степени переживания по размеру копирайта и его расположению. Зачастую находила подпись совершенно поперёк изображения» - пишет Анна Сучкова в своем блоге.

Конечно, профессиональный фотограф уже не будет таким образом обходиться со своим творчеством, ведь фотографии с таким копирайтом невозможно рассматривать в качестве изображения, имеющего художественную ценность. Такая подпись сильно вредит восприятию изображения.

«Так делать не надо. Кому сильно надо, тот сотрёт и такой копирайт. Кому не надо красть, тот раздражается от мешающей как бельмо надписи. Не стоит портить то (иногда немногое) хорошее, что есть в работе.»[28]

Изображение 1. Выкладывать или не выкладывать?.. Изображение № 25.

Также автор блога не советует использовать крупные надписи внизу фото с чрезмерной информацией об авторе, шрифты с засечками,  вычурные малочитабельный шрифт, помещение “логотипа” или “знака” фотографа на изображение. А вот имя и фамилию, адрес сайта и год создания произведения, по мнению Анны, писать стоит. «Простой шрифт без засечек, небольшой кегль. Можно использовать пиксельные шрифты – они очень читабельны в интернете. Ну и в зависимости от цветности/насыщенности картинки – подпись будет черная или белая (разной нужной прозрачности).» [29]

Анна сравнивает вопрос подписи, её размера и вида с манерой разговаривать. «Тот, кто кричит, вызывает желание отойти подальше. Кто говорит серьёзно, уверенно, но тихо, вызывает желание подойти поближе и прислушаться».

Изображение 4. Выкладывать или не выкладывать?.. Изображение № 31.

Конечно, подпись – далеко не панацея от эпидемии пиратства, но наш интерактивный век не оставляет выбора. «Выкладывать? Или не выкладывать?» - этот вопрос не стоит перед большей частью современных фотографов. Информация становится всеобщей, прозрачной и вездесущей. Все медиа находят свое отражение в пространстве Интернета, перемешиваясь и сливаясь в единое киберпространство, которое нарисовал нам Уильям Гибсон еще в 1982 году. Для многих уже очевидно, что «если тебя нет в Интернете – то тебя вообще нет».[30] Владимир Долгов, генеральный директор  Google в России,  именно так и формулирует лозунг «нулевых» и я с ним согласна.  Публичность перестала быть прерогативой звезд и политиков – теперь каждый, кто оставил свой след на просторах всемирной сети (иногда даже ненамеренно), становится деятелем современной медиа-среды. Единственное, что зависит от вас -  каким будет этот след.

Удачи!


[1] http://lumbricus.livejournal.com/1885937.html
[2] http://kolosov.info/yuridicheskaya-konsultaciya/zaschita-avtorskih-prav-na-fotografii
[3] Федотов М.А. Правовые основы журналистики. М.: ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2002. С. 227.
[4] http://surkovstudio.com/about.php?pageid=5
[5] Гражданский кодекс  Российской Федерации; Часть четвертая; Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; Глава 69; Статья 1225
[6] http://shpichki.narod.ru/Irina.htm
[7]  Информация блога http://vvp-tm.livejournal.com/367200.html
[8] http://www.zaeco.ru/uchastniki.htm или http://www.zaecomir.ru/
[9] http://inmymind-kirill.livejournal.com/73433.html
[10] http://www.hectorsos.net/index.php?/editorial/torras-swatch-book/
[11] http://www.loladupre.com/2010/04/122-with-madame-peripetie-for-kinki_4096.html
[12] http://surkovstudio.com/about.php?pageid=5
[13] http://igorserko.livejournal.com/623443.html
[14] http://igorserko.livejournal.com/784454.html?view=5301574#t5301574
[15] http://www.lookatme.ru/flows/fotografiya/posts/114647-genialnost-prosta-v-izrecheniyah
[16] http://copiraitov.net/2010/06/28/prikolnye-podpisi-k-foto-40-shtuk.html
[17] http://demotivators.ru/
[18] http://demotivators.ru/submit/
[19] http://demotivators.ru/posters/758051/sovetskij-trollface.htm; http://demotivators.ru/posters/829853/kolumb-pora-ispravlyat-oshibki.htm; http://demotivators.ru/posters/603227/nikogo-ne-nado-nanimat.htm
[20] http://www.thebestofrussia.ru/about
[21] http://www.thebestofrussia.ru/news/4
[22] http://diary.jegorzaika.com/
[23] http://rashap.livejournal.com/
[24] http://500px.com/photo/33377
[25] http://500px.com/photo/12
[26] http://500px.com/photo/6
[27] http://500px.com/photo/239157
[28] http://lumbricus.livejournal.com/1885937.html
[29] http://fc08.deviantart.net/fs71/f/2010/061/5/9/release_me_by_Estelar.jpg
[30] http://www.alltoday.ru/seo_interview/interview74.html
Рассказать друзьям
69 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются