Глен Е. Фридмэн (родился в 1962 году) уже давно стал одной из самых значимых фигур в современных субкультурах. Его фотографии – не просто снимки основных событий и выдающихся людей из мира скейтбординга, панка и раннего хип-хопа; они дают зрителю возможность понять, что такое протест, как он возникает и воздействует на личность и как выражается в творчестве. Работая с такими музыкантами-бунтовщиками, как Fugazi, Black Flag, Ice-T, Dead Kennedys, Minor Threat, Misfits, Bad Brains, Beastie Boys, Run-D.M.C, KRS-1 и Public Enemy, а также скейтерами старой гвардии, среди которых Тони Алва, Джей Адамс, Алан "Олли" Гелфанд, Дуэйн Питерс и Стейси Пералта, а также многие другие, Фридману неоднократно удавалось попасть в нужное время в нужное место. Он не только создал яркие портреты этих людей, но и сумел выразить дух времени и суть движения, которым они дышали. Его творчество – скорее вызов, пропаганда, чем простая констатация фактов. По словам Генри Роллинза, «если подвести итоги, он стоял у истоков таких крутых вещей в самых различных областях, что это вам не шутки».
В детстве Фридман проводил большую часть времени на улице, катаясь на скейте в легендарных школьных дворах западного Лос-Анджелеса – в том местечке, что иногда с любовью называют «Догтауном» или «Собачьим городком». Его друзья стали появляться на верхних строчках списка лучших скейтеров в специализированных журналах, но Фридману казалось, что опубликованные фотографии не передают истинную суть того, что он наблюдал каждый день. Полностью разделяя мнение большинства скейтеров, что в их силах полностью перевернуть устоявшиеся взгляды на спорт, он считал, что, несмотря на то, что на тот момент он еще не окончил среднюю школу, ему бы лучше всего это удалось с камерой в руках.
Весной 1975 года он прошел курс обучения фотографии со своей камерой Pocket Instamatic, отказавшись использовать более профессиональную 35мм камеру - не просто потому, что у него ее не было, но и потому, что он боялся ее сломать или потерять, а с Pocket Instamatic он мог спокойно продолжать тусоваться с друзьями и кататься на скейте.
Осенью 1976 года Фридмэн обнаружил заброшенный бассейн и, взяв напрокат 35мм камеру, позвал туда своих друзей (среди которых был и небезызвестный Джей Адамс) кататься, чтобы сделать серию фотоснимков. Он показал свои работы внештатному автору статей для «Скейтера» (SkateBoarder) (Крейгу Р. Стесику III), с которым он познакомился на местном школьном дворе, и который в свою очередь познакомил восьмиклассника с редактором журнала. «Скейтер» опубликовал первые фотографии Глена, в том числе одну на всю страницу, и вскоре он стал самым юным сотрудником редакции. Журнал оказывал сильное влияние на развитие мировой молодежной культуры, и Фридмэн стал культовой фигурой андерграундной культуры, будучи не только одним из самых активных фотографов в мире хардкор-культуры, но и одним из самых молодых. Именно здесь Фридмэн начал постигать законы мира фотографии и намечать свой собственный путь в искусстве, по которому он пошел в последующие годы.
Через несколько лет Фридмэн начал снимать различные выступления панк-групп. Его вдохновляла близость к музыке и нескончаемая энергия музыкантов. Глен относился к снимаемым с большой симпатией и был страстно увлечен идеей рассказать о них и проповедуемых ими принципах как можно более широкой публике. Сначала через журналы, посвященные скейтбордингу, а позднее через музыкальные журналы и фанатские издания. Информация о группах, стоявших у истоков панковского движения, такие как Black Flag, Bad Brains, Minor Threat и многие другие, впервые появилась в местных и международных журналах благодаря работе Фридмэна.
Политические взгляды и прогрессивное мировоззрение хардкор-панк групп оказали на Фридмэна сильное влияние. Он стремился к тому, чтобы люди могли узнать о них из крупнейших новостных и музыкальных изданий, что было не так просто в то время. И только благодаря приверженности точке зрения, что всего нужно добиваться самому, которая сформировалась у него смолоду, когда он ходил с друзьями кататься на скейте и работал с Black Flag, в 1982 Фридмэн самостоятельно опубликовал собственный «фото-журнал» «МОИ ПРАВИЛА» (MY RULES), который разошелся тиражом 10 000 копий и стал самым продаваемым подобным изданием того периода.
В 1983 Фридмэн расширил свои творческие горизонты, занявшись выпуском дебютного альбома группы Suicidal Tendencies. Он выступил в качестве их менеджера и, конечно, полностью взял на себя всю работу по фотосъемке и продвижению. К 1984 году он также помог им с режиссурой и монтажом первого видеоклипа на песню «Institutionalized» и без устали вкладывал все силы в ее продвижение до тех пор, пока она не попала на MTV, став первой хардкор-панк группой, которую «крутили» на канале. Несмотря на оглушительный успех спродюсированного им альбома, ставшего самой продаваемой пластинкой в этом жанре за десятилетие, между Гленом и участниками группы стали возникать конфликты, и он ушел, пообещав себе больше не связываться с музыкальным миром в таком качестве.
Фридмэн продолжал искать новые пути выражения своих творческих стремлений, и вскоре встретился со своими старыми друзьями Beastie Boys по пути в Лос-Анджелес. Группа сделала в то время выбор в пользу рэпа вместо панка. Во время этого путешествия он сделал некоторые из самых запоминающихся фотографий музыкантов и познакомился с Риком Рубином и Расселом Саймонсом, выражавшими восхищение его талантом, взглядами и разделявшими его интерес к культуре хип-хопа. К 1985 Фридмэн занимался съемками музыкантов, записывавшихся на лейбле Def Jam, притом, что до 1986 года он продолжал учебу в колледже, самостоятельно составив для себя общий курс обучения, избрав для него предметы, которые, по его мнению, наилучшим образом расширят его кругозор. В 1987 он принял решение вернуться в Нью-Йорк. Его ранние фотографии Run-DMC, Public Enemy, Ice-T, L.L. Cool J и Beasty Boys значительно расширили аудиторию хип-хоп музыки, частично благодаря его связям с панк-группами. Его работы получили известность, будучи использованы в качестве обложек альбомов лучших исполнителей в стилях хип-хоп и панк. Многие из его фотографий стали буквально их визитной карточкой.
В 1986 году Глен серьезно изучил листовки и брошюры, посвященные проблемам здоровья и охраны окружающей среды, возникающим вследствие распространенных в Америке предпочтений в питании, которые ему давали знакомые панк-музыканты, Глен с детства ел мясо и обычный для его возрастной группы фаст-фуд; на самом деле, было время, когда он любил перекусывать в ресторанах быстрого питания и время от времени с удовольствием съедал стейк с кровью. В 1987 он начал читать книгу «Питание новой Америки» (Diet For A New America), и еще не успев перевернуть последнюю страницу, он полностью перешел на веганскую диету и соответствующим образом изменил свой стиль жизни, оставаясь его приверженцем до настоящего времени и проводя его активную пропаганду.
Во второй половине 80-х и начале 90-х Фридмэн зарабатывал на жизнь, занимаясь съемкой музыкантов. Он заработал репутацию одного из самых значимых фотографов в данной сфере. Его работы стали источников вдохновения для многих
К 1994 году Фридмэн собственными силами опубликовал «К ЧЕРТУ КУМИРОВ» (FUCK YOU HEROES) на Burning Flags Press, тем самым сделав первый шаг на пути создания абсолютно независимой серии авторских публикаций. Это альбом, в который вошли лучшие работы Фридмэна за период с 1976 до 1991, посвященные пионерам субкультур скейтбординга, панка и хип-хопа, которые были ему так близки. Название альбома, показавшееся некоторым оскорбительным, выражает смелый и прямой протест против общественных стандартов.
Его вторая книга «К ЧЕРТУ: Дополнения и зарисовки» (FUCK YOU TOO: The Extras & More Scrap Book), была опубликована в 1996 году (второе – обновленное – издание вышло в 2004). Выставка «К ЧЕРТУ ВСЕ» (FUCK YOU ALL), представившая работы, появившиеся на страницах как первого, так и второго альбома, была проведена в крупнейших городах мира. Впервые она состоялась в 1997 году в Институте современного искусства в Лондоне, после чего ее смогли увидеть также жители Сиднея, Токио, Флоренции, Рима, Милана, Сицилии, Берлина, Стокгольма, Чикаго, Вашингтона, округ Колумбия, Филадельфии и Лос-Анджелеса.
В 1998 году вышла следующая публикация Глена – «Идеалист: 20 лет моими глазами» (The Idealist: In My Eyes - Twenty Years), которую он сам назвал подведением итогов своего творчества, кратким экскурсом в мир своего художественного видения, который временами сильно отличается от других его известных работ, но зато дает зрителю возможность взглянуть на вещи его глазами. В 2003 году книга была дополнена новыми работами, выполненными Фридмэном за прошедшие с момента первой публикации пять лет. В нее также вошли специально написанные комментарии людей, вдохновлявших творчество Фридмэна, в том числе Ральфа Надера и профессора Корнела Уэста.
В 2000 вышла книга «Догтаун. История команды «Зефир»» (DogTown - The Legend Of The Z-Boys), написанная совместно с К.Р. Стесиком II, редактирование и художественное оформление выполнил Фридмэн.
В 2002 году вышел одноименный полнометражный фильм, завоевавший приз зрительских симпатий за лучший документальный фильм на фестивале независимого кино «Sundance», а также ряд наград на других фестивалях. Он также выступает одним из основных комментаторов в самом фильме.
В 2004 году Фридмэн организовал проект «Акция протеста на Либерти-стрит» для миллионов людей, приезжающих со всего мира к месту бывшего Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Это был резкий протест против войны, реализованный в виде 27 огромных плакатов, заслонивших окна в 11-этажном здании во время съезда республиканских партий. Данная акция получила широкое освещение по всему миру.
В 2005 году вышла его книга «ОТКРОЙ ГЛАЗА» (RECOGNIZE). Ее эстетическая концепция и удивила, и шокировала многих, вызвала восхищение критиков, но в целом осталась незамеченной, если не считать небольшого числа почитателей, знакомых с более известными работами Фридмана.
В 2006 году Фридмэн помог своему старому другу из «Собачьего городка» Джею Адамсу с редактированием и художественным оформлением книги «ДЖЕЙ» (JAY BOY). Она содержит исключительно ранние фотоработы отчима Джея и основателя Z-Flex Кента Шервуда и дает уникальную возможность узнать о жизни одной из самых выдающихся фигур в мире современного скейтбординга.
Став в 2007 году мужем и отцом, Фридмен не прекращал активную работу. Он выпустил «Смотри в оба: фотографии Fugazi Глена Е. Фридмэна» (Keep Your Eyes Open -The Fugazi photographs of Glen E. Friedman) – собрание портретных работ и фотографий живых выступлений одной из самых влиятельных музыкальных групп независимой сцены.
В 2008 первая выставка «К ЧЕРТУ ВСЕ» (FUCK YOU ALL) покинула Антверп, Бельгия, и была перемещена в Краков, Польша, где Глен Фридман стал одной из ключевых фигур ежегодного фестиваля фотографии «Фото-месяц», которая со временем становится одним из важнейших мероприятий в мире фотографии в Европе.
С конца 2008 года и в начале 2009 прошла первая ретроспективная выставка работ Глена в галерее Шепарда Фейри «Subliminal Projects» в Лос-Анджелесе. Ее успех привел к новому совместному проекту со скандально известным уличным художником и пропагандистом Шепардом Фейри (за предыдущие несколько лет они уже реализовали несколько проектов, в которых были использованы ставшие легендарными фотографии Глена).
Также они планируют сотрудничество и в 2010 и 2011 годах. Также около десятка оригинальных отпечатков Глена, охватывающих различные периоды его творчества, были приняты в Собрание по истории фотографии Национального музея истории Америки Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия.
Комментарии
Подписаться