Победитель World Press Photo. Документируя чеченский конфликт
После того, как в апреле 2010 года террористы-смертники совершили два подрыва в московском метро, убив десятки человек, внимание мировой общественности повернулось в сторону Чечни – проблемной республики Северного Кавказа, где со времен распада Советского Союза в 1991 российское правительство пытается подавить жестокое мусульманское восстание. Итальянский фотограф Давиде Монтелеоне провел там последний год, документируя жизнь мусульман и их борьбу за стабильность, в то время как российское правительство пытается искоренить остатки войны, продолжающейся там почти 15 лет. Монтелеоне проживает в Риме и Москве и является членом агентства Contrasto. В этом году Давиде Монтелеоне получил премию World Press Photo, выставку победителей которой можно увидеть в Москве на Красном Октябре в июне и июле.
Основная масса Ваших проектов о Кавказе – Южной Осетии, Абхазии, Дагестане, Чечне. Что так привлекает Вас в этом регионе?
- Я работаю в России с 2002 года. Мой первый проект закончился публикацией книги “Dusha – Russian Soul”. С лета 2008 года, в свете зарождающейся войны между Россией и Грузией в Южной Осетии, я начал работу над проектом на Севере Кавказа. Этот проект рассматривает регионы, где все еще живы разногласия, постоянно вспыхивающие тут и там, как пожары, из-под поверхности видимой политики “нормализации” и “умиротворения”. Мое любопытство было подстегнуто необходимостью увидеть своими глазами и попытаться понять, что отличает Чечню от, скажем, Дагестана, Ингушетии, Осетии и так далее.
Расскажите о Вашей последней поездке в Чечню в январе. Вы работали там над каким-то заданием? Что привело Вас туда на этот раз?
Я провел в тех краях два месяца, обосновавшись в Грозном и путешествуя по Чечне, Дагестану, и Ингушетии. Моя задача - заглянуть чуть дальше новостей, которые время от времени освещают события региона. Я хотел задокументировать повседневную жизнь и разнообразие этих республик, разрывающихся между мечтой о независимости и гордостью, экономической зависимостью и историко-политической принадлежностью.
Чечня является одним из самых опасных мест для журналистов. На что похожа атмосфера в тех краях?
- Я бы не сказал, что Чечня – такое уж опасное место. Сегодня в Грозном довольно безопасно, он почти полностью отстроен заново после многих лет войны.Опасность здесь не ощущается напрямую. С другой стороны, основную сложность представляет свободное перемещение внутри региона и получение доступа к информации. Любая попытка докопаться до сути историй или глубокое расследование на такие темы, как человеческие права, антитеррористические действия и все в таком духе, могут вызвать избыточное внимание со стороны властей. Я беспокоился не столько за себя, сколько за людей, с которыми я вступал в контакт и кто соглашался рассказать мне свои истории.
Некоторые фотографии из этой серии показывают очень интимные моменты – воссоединение семей, религиозные церемонии. Было ли трудно получить доступ? Относились ли к Вам с подозрением?
- Свобода действий и доступ к информации – самая сложная часть работы в этом регионе. Однако же, простые люди очень добры и гостеприимны, в каком-то смысле они сами хотят поделиться своими историями. Меня приглашали в дом на свадьбы, похороны, любые семейные церемонии и торжества. Поразительно, что зачастую намного проще работать в интимной обстановке внутри какой-то конкретной семьи, чем посреди улицы! Я немного говорю по-русски, и это, разумеется, помогало мне.
Вы снимали войну в Грузии? Расскажите об этом опыте.
- Я прибыл в Южную Осетию где-то через неделю после того, как началась война. Я добрался до тех мест со стороны России. Проведя несколько дней во Владикавказе в ожидании разрешения, я отправился в Осетию, где провел две недели у местной семьи. Я старался запечатлеть не только сам ход войны, но и повседневную жизнь людей этого региона. Невероятно, но мое присутствие там во время и после войны дало мне намного больше свободы действий и возможность стать ближе к людям.
Ваши фотографии из России выполнены в цвете и сняты на квадрат, в отличие от предыдущей работы со Среднего Востока, снятой на черно-белую 35-миллиметровую пленку. Отчего эти перемны?
- Когда я работаю над своими личными проектами, мне больше нравится использовать цветную пленку и снимать на средний формат. Я работаю в черно-белом цвете в основном, когда делаю репортажи и не имею возможности добиться необходимого мне света и цвета. В России я нашел нужный мне свет и, учитывая, что это был долгосрочный проект, я мог сам выбирать необходимое мне время и условия для съемки.
Чего Вы ожидаете от своего проекта?
- С одной стороны, этот проект зарождался как воплощение моей личной заинтересованности “Российской Империей”. С другой стороны, это журналистский обзор территории, которая слишком часто игнорируются средствами массовой информации. Кавказ представляется квинтессенцией одновременно стереотипов и сюрпризов. Мнгоие века эти земли были в центре политического, этнического и религиозного соперничества, это были земли битвы, жесткой борьбы между враждующими странами и союзными народами. Мною руководит страсть к определенной географической местности и ее жителям. Это мой шанс дать другим возможность понять эти малоизвестные края.
Выставка победителей World Press Photo проходит в Москве с 10 июня по 10 июля. Сайт выставки и галерея победителей: http://wpp.objectivereality.org
Все фотографии © Davide Monteleone
Слайдшоу:
Комментарии
Подписаться