Книга Даниэля Тамагни, фотографа из Милана, «Джентльмены Баконго» посвящена показному блеску sapeurs (фр.-щеголь) из Конго, или денди. Это субкультура мужчин придающих большое значение одежде и получающих удовольствие от своего внешнего вида и модного стиля.
То есть, в стране опустошенной войной, нестабильностью и бедностью, эти парни выкладываются «на все сто»: костюм-тройка, килт, шелковый галстук, котелок, кричащие цвета. Их чувство моды прекрасно само по себе, а в контексте республики Конго, тем более.
В этом году Даниэль Тамагни получил самую престижную мировую премию в фотографии World Press Photo, выставка победителей которой проходит сейчас в Москве.
Мы поговорили с Даниэлем об этом необыкновенном проекте.
Как ты впервые обнаружил этих щеголей из Le SAPE? (Societe des Ambianceurs et de Personnes Elegantes, фр. - общество веселых и элегантных людей). Сколько времени ты провел в Браззавиле и как тебе удалось войти в доверие к своим героям?
Впервые я побывал в Конго в 2006 году, и был восхищен элегантностью этих людей и уникальным чувством стиля. Такого я прежде не видел. На тот момент я мало что знал о sapeurs, но вернувшись в Лондон я провел исследование, и обнаружил в сборнике африканских фотографий статью, написанную Франко Битемо: «Мечты щеголей из Браззавиля»
Это был смешной рассказ с картинкиами и подписями. Мне очень захотелось сделать проект о них. Когда я поехал в Браззавиль в 2007 году, я познакомился с Арка (который к сожалению умер несколько месяцев спустя; поэтому я посвящаю эту книгу ему). Потом меня познакомили с лидерами sapeurs, которые многое мне рассказали о значении SAPE итд. Так я знакомился с разными джентльменами, я продолжил в 2008 году, а в этом году я общался с sapeurs в Париже и Лондоне. Важно проводить с ними время, чтобы они стали тебе доверять.
Что тебя привлекло в этом проекте?
Я уличный фотограф и мне интересен городской стиль по всему миру. Что касается sapeurs, то здесь речь о чем-то большем, чем просто эфемерном феномене стиля. Африканская культура меня всегда завораживала; поэтому я занимаюсь подобными проектами, посвященными музыке, моде, африканской религии в Африке, на Кубе, в Лондоне и Милане.
Более того, у много друзей из Африки и Карибского региона, у нас с ними похожие музыкальные и культурные пристрастия. Хотя я итальянец, я немного «африканизировался» за последние годы, и это повлияло на мой стиль и выбор объектов. Я создаю портфолио, которые могут вызвать критические размышления об идентичности этих людей, которые воспринимают элегантность — главной причиной существования в социальной реальности такой отличной и далекой от нашего общества. Я ставил себе задачу показать африканское общество без стереотипов. «Джентльмены Баконго» исследует социальный аспект крайне связанный со специфическим культурным контекстом. Обычно, я сотрудничаю с итальянским журналом «Африка».
По вашему мнению, ваши фотографии передают посыл или вы оставляете это зрителю?
Фотографии должны говорить сами за себя, но работая над ними, я бы хотел, чтобы люди не рассматривали их просто как феномен стиля, африканской городской субкультуры. За этим стоит что-то большее. Они должны спровоцировать размышления о личности этих людей. Конго отражает парадокс нашего общества. Сопоставляются символы чрезмерного и заметного потребления среди самых мучительных сцен городской бедности. Контраст между перфекционизмом sapeurs и городским фоном — прекрасен.
А каково ваше видение посыла культуры sapeurs?
Если воспринимать SAPE только как символ потребления и чрезмерного гедонизма, то это неправильно. Sapeurs посвящают столько внимания одежде, потому что это их страсть, они идут на большие жертвы, чтобы достать одежду. Одежда, бренды, чувство элегантности и гламурный вид являются ключом к пониманию вдохновения. Людям они нравятся, так как они приносят позитив и надежду. Я также узнал, что жители Конго очень мягкие и дружелюбные. Настоящий sapeur знает, что мягкость, утонченность и манерность также важны как и бренды, которые они носят.
Что было самым сложным в процессе съемок?
Терпение. Быть терпеливым. Они очень непредсказуемые. Они самодовольные и гордые, и иногда легко меняют мнение.
Мне кажется, что sapeurs ведут себя естественно перед камерой. Легко ли, веселее, фотографировать людей с таким чувством стиля?
По разному. Иногда легче, а иногда хочется их видеть более естественными. Многие из них склонны принимать позы, которые выглядят гротескно или смешно. Мне бы не хотелось оставлять такое впечатление. Но они актеры, и их поведение вместе с одеждой и аксессуарами играют важную роль.
Когда вы фотографируете любую субкультуру, в особенности такую специфическую и стилизованную как эта, чувствуете ли вы давление сделать все правильно, точно передать суть?
Да, конечно.
Кто из фотографов вас вдохновляет?
У меня нет любимчиков. Мои глаза вдохновляются искусством, улицей и модой. Мои знания в области истории искусств мне в этом помогают.
Что дальше?
Я хотел бы заняться проектом о женщинах Сенегала. У них особенная культура, посвященная искусству соблазна и элегантности.
Увидеть выставку победителей World Press Photo "вживую" можно этим летом в Москве. Сайт выставки: http://wpp.objectivereality.org
Комментарии
Подписаться