В настоящее время в Лофт Проекте ЭТАЖИ проходит выставка победителей трех национальных конкурсов пресс-фотографии “Press Photo 2011: Беларусь, Литва, Эстония”. Мы связались с организаторами от этих стран, чтобы выяснить, как они пришли к созданию фотоконкурсов своей стране, как проходит отбор, чем отличаются их национальные конкурсы от других стран и World Press Photo, а также — куда движется пресс-фотография в принципе.
Первый герой — литовец Владимирас Ивановас, учредитель и член правления Литовского клуба пресс-фотографов. После окончания фотоколледжа в 1994 году на 4 года стал фотографом-фрилансером, пока в 1998 году не пришел в национальный ежедневник «Литовские новости» (Lietuvos Žinios), возродившийся после краха СССР. С 2002 года Владимирас совмещает функции фотографа и фоторедактора в газете «Деловые новости» (Verslo Žinios), входящей в концерн Bonnier Business Press, в которую также входит наш «Деловой Петербург».
Владимирас Ивановас на открытии выставки "Press Photo 2011: Беларусь, Литва, Эстония"
Фото: Людмила Берлин
В этом году конкурсу в Литве исполняется 10 лет. Но началось все гораздо раньше: в один уик-энд в 1998 году зародился Литовский Canon клуб, в котором, соответственно, собирались любители снимать на Кэноны. Но уже через год к ним присоединились любители и других марок. Так, неформально, они встречались еще до 2001 года, устраивали мероприятия, пока не решили устроить фотоакцию в приморском городке Швентойи. Назвали ее «День и ночь»: каждый из 36 фотографов получил свою тему и отснял по 3 фотопленки. А на следующий день оргкомитет отобрал лучшие из них, и в присутствии мэра недолго думая эту выставку смонтировали и показали горожанам.
Владимирас Ивановас, категория «Дипломатия»
После этого и появилась мысль устраивать фотосостязания между литовскими фотографами: в первый год на конкурс было подано больше 10 тысяч фотографий, но на второй — уже в два раза меньше. Владимирас объясняет это тем, что сначала фотографы просто не знали, что подавать, но увидев результаты работы комитета — и победителей — начали более критично относиться к отбору снимков. Сейчас авторы ограничиваются 100—140 фотографиями. Также на самоконтроль со стороны фотографов очень влияет то, что им разрешается наблюдать за работой жюри.
Паулиус Лилейкис, категория «Природа»
Само жюри обычно состоит из двух иностранцев (агенты, фотокритики, которые привносят в работу больше аргументации и дискуссии) и трех представителей Литвы. Это журналисты и редакторы, которые постоянно в курсе всего происходящего в своей стране и могут оценить важность того или иного события — или наоборот — охладить пыл иностранцев.
Валентинас Печининас, категория «Жизнь»
В течение года проходят несколько пиков: зимой — регистрация, оглашение правил, подача фото. Жюри работает в январе–феврале. А весной, в мае, выпускается альбом с победителями и устраивается большой праздник для всех, на который многие не упускают случая прийти во фраке.
Светлана Батура, категория «Портреты»
Летом выставка путешествует по региональным центрам. В эти дни также устраиваются праздники, съезды локальных фотоклубов, фото-уикэнды. И наконец осенью проходит Вильнюсский фотокруг: в Старом городе фотографии выставляются в витринах магазинов, вывешиваются в ресторанах. Фотокруг — событие международное, празднует в этом году пятую годовщину и даже обошел по количеству участников национальный конкурс.
Сам Владимирас Ивановас предпочитает социальную фотографию и, в основном, фотоистории, а также получил приз в категории Природа конкурса EuroPhoto. Но это больше для себя. По работе приходится больше снимать деловые портреты, предприятия, город.
Владимирас Ивановас
Он говорит, что «самые жесткие фотографии, конечно, производят наибольшее впечатление, но в Литве этого нет, фотография более спокойная». Зато в последние годы за счет развития техники очень неплохо развилась фотография спортивных мероприятий и природы. Регионы Литвы вначале также отставали, но быстро втянулись в обмен опытом в Интернете и на встречах: критика, кстати, тоже не последнее средство развития.
Владимирас Ивановас
Среди новых тенденций Владимирас отмечает невероятную скорость появления контента в СМИ. Если кто-то снял первым сенсацию или катастрофу на мобильник, то снимок немедленно пойдет на главную страницу интернет-ресурса. Но в газету тем не менее пойдет уже через какое-то время качественный снимок. И литовцы, как и многие фотографы во всем мире, понемногу начинают возвращаться к пленочной фотографии, хоть частично.
Владимирас Ивановас, из серии «Молчание ягнят»
Это противоречие он подытоживает так: «Кому-то нравится мобильная фотография, кому-то — классическая, но главное, чтобы у людей были идеи. Тогда будет расти конкуренция, а с ней и мастерство. В любом случае зритель выигрывает. Так пусть все оказываются в нужное время в нужном месте и делают свою работу».
Персональный сайт Владимираса Ивановаса
А здесь можно прослушать репортаж с прошлогоднего Фотокруга.
Выставка «Press Photo 2011: Беларусь, Литва, Эстония» работает до 24 октября в Лофт Проекте ЭТАЖИ. Санкт-Петербург, Лиговский пр. 74. Пространство Пятый Этаж.
Стоимость билетов: 150 рублей — взрослый, 100 — льготный, пенсионерам бесплатно.
Комментарии
Подписаться