Views Comments Previous Next Search

Владимирас Ивановас о Press Photo Литвы

01243
НаписалЛофт Проект ЭТАЖИ14 октября 2011
01243

В настоящее время в Лофт Проекте ЭТАЖИ проходит выставка победителей трех национальных конкурсов пресс-фотографии “Press Photo 2011: Беларусь, Литва, Эстония”. Мы связались с организаторами от этих стран, чтобы выяснить, как они пришли к созданию фотоконкурсов своей стране, как проходит отбор, чем отличаются их национальные конкурсы от других стран и World Press Photo, а также — куда движется пресс-фотография в принципе.

Первый герой — литовец Владимирас Ивановас, учредитель и член правления Литовского клуба пресс-фотографов. После окончания фотоколледжа в 1994 году на 4 года стал фотографом-фрилансером, пока в 1998 году не пришел в национальный ежедневник «Литовские новости» (Lietuvos Žinios), возродившийся после краха СССР. С 2002 года Владимирас совмещает функции фотографа и фоторедактора в газете «Деловые новости» (Verslo Žinios), входящей в концерн Bonnier Business Press, в которую также входит наш «Деловой Петербург».

Владимирас Ивановас о Press Photo Литвы. Изображение № 1.

Владимирас Ивановас на открытии выставки "Press Photo 2011: Беларусь, Литва, Эстония"

Фото: Людмила Берлин

В этом году конкурсу в Литве исполняется 10 лет. Но началось все гораздо раньше: в один уик-энд в 1998 году зародился Литовский Canon клуб, в котором, соответственно, собирались любители снимать на Кэноны. Но уже через год к ним присоединились любители и других марок. Так, неформально, они встречались еще до 2001 года, устраивали мероприятия, пока не решили устроить фотоакцию в приморском городке Швентойи. Назвали ее «День и ночь»: каждый из 36 фотографов получил свою тему и отснял по 3 фотопленки. А на следующий день оргкомитет отобрал лучшие из них, и в присутствии мэра недолго думая эту выставку смонтировали и показали горожанам.

Владимирас Ивановас о Press Photo Литвы. Изображение № 2.

Владимирас Ивановас, категория «Дипломатия»

После этого и появилась мысль устраивать фотосостязания между литовскими фотографами: в первый год на конкурс было подано больше 10 тысяч фотографий, но на второй — уже в два раза меньше. Владимирас объясняет это тем, что сначала фотографы просто не знали, что подавать, но увидев результаты работы комитета — и победителей — начали более критично относиться к отбору снимков. Сейчас авторы ограничиваются 100—140 фотографиями. Также на самоконтроль со стороны фотографов очень влияет то, что им разрешается наблюдать за работой жюри.

Владимирас Ивановас о Press Photo Литвы. Изображение № 3.

Паулиус Лилейкис, категория «Природа»

Само жюри обычно состоит из двух иностранцев (агенты, фотокритики, которые привносят в работу больше аргументации и дискуссии) и трех представителей Литвы. Это журналисты и редакторы, которые постоянно в курсе всего происходящего в своей стране и могут оценить важность того или иного события — или наоборот — охладить пыл иностранцев.

Владимирас Ивановас о Press Photo Литвы. Изображение № 4.

Валентинас Печининас, категория «Жизнь»

В течение года проходят несколько пиков: зимой — регистрация, оглашение правил, подача фото. Жюри работает в январе–феврале. А весной, в мае, выпускается альбом с победителями и устраивается большой праздник для всех, на который многие не упускают случая прийти во фраке.

Владимирас Ивановас о Press Photo Литвы. Изображение № 5.

Светлана Батура, категория «Портреты»

Летом выставка путешествует по региональным центрам. В эти дни также устраиваются праздники, съезды локальных фотоклубов, фото-уикэнды. И наконец осенью проходит Вильнюсский фотокруг: в Старом городе фотографии выставляются в витринах магазинов, вывешиваются в ресторанах. Фотокруг — событие международное, празднует в этом году пятую годовщину и даже обошел по количеству участников национальный конкурс.

Сам Владимирас Ивановас предпочитает социальную фотографию и, в основном, фотоистории, а также получил приз в категории Природа конкурса EuroPhoto. Но это больше для себя. По работе приходится больше снимать деловые портреты, предприятия, город.

Владимирас Ивановас о Press Photo Литвы. Изображение № 6.

Владимирас Ивановас

Он говорит, что «самые жесткие фотографии, конечно, производят наибольшее впечатление, но в Литве этого нет, фотография более спокойная». Зато в последние годы за счет развития техники очень неплохо развилась фотография спортивных мероприятий и природы. Регионы Литвы вначале также отставали, но быстро втянулись в обмен опытом в Интернете и на встречах: критика, кстати, тоже не последнее средство развития.

Владимирас Ивановас о Press Photo Литвы. Изображение № 7.

Владимирас Ивановас

Среди новых тенденций Владимирас отмечает невероятную скорость появления контента в СМИ. Если кто-то снял первым сенсацию или катастрофу на мобильник, то снимок немедленно пойдет на главную страницу интернет-ресурса. Но в газету тем не менее пойдет уже через какое-то время качественный снимок. И литовцы, как и многие фотографы во всем мире, понемногу начинают возвращаться к пленочной фотографии, хоть частично.

Владимирас Ивановас о Press Photo Литвы. Изображение № 8.

Владимирас Ивановас, из серии «Молчание ягнят»

Это противоречие он подытоживает так: «Кому-то нравится мобильная фотография, кому-то — классическая, но главное, чтобы у людей были идеи. Тогда будет расти конкуренция, а с ней и мастерство. В любом случае зритель выигрывает. Так пусть все оказываются в нужное время в нужном месте и делают свою работу».

Персональный сайт Владимираса Ивановаса

Сайт Вильнюсского Фотокруга

Сайт Литовского пресс-клуба

А здесь можно прослушать репортаж с прошлогоднего Фотокруга.

 

Выставка «Press Photo 2011: Беларусь, Литва, Эстония» работает до 24 октября в Лофт Проекте ЭТАЖИ. Санкт-Петербург, Лиговский пр. 74. Пространство Пятый Этаж.

Стоимость билетов: 150 рублей — взрослый, 100 — льготный, пенсионерам бесплатно.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются