Алексей Бушов - фотограф с 10-летним стажем, обладатель Гранд-при первой открытой национальной премии «Лучший фотограф 2010». Алексей признался, что занимается фотографией осознанно понимая, что хочет сказать с помощью фотографии.
- Алексей, что привело тебя к фотографии?
- Всегда любил рисовать, в основном, цветной пастелью, попробовал снимать на плёночный Canon в путешествии по Европе, понравилось. Сначала фотографировал только во время поездок - в Африке, Австралии, Америке... и др. странах мира. Получались такие поверхностные зарисовки - что видел, то и фиксировал. Это были красивые туристические "фотки". Больше снимал за рубежом, только последнее время начал интересоваться сюжетами в России.
- В чем особенности твоего стиля, можешь их обозначить?
- Для меня важно, чтобы в фотографии были использованы свет и цвет, которые помогают передать смысл сюжета, почувствовать, ощутить атмосферу, место съёмки, людей. Я считаю главным в фотографии - дать возможность зрителю самому домыслить или придумать о чём идёт речь в сюжете. Важно - направлять зрителя к пониманию фотографии, а не заставлять его принимать "единственно верную" точку зрения автора.
- Ты считаете себя жанровым фотографом, но при этом твои фотографии полны художественного смысла. Где для тебя грань между этими двумя составляющими?
- Художественная фотография, для меня - это вымысел, то, что фотограф-художник создал для выражения собственного взгляда и чувств. То, чем занимаюсь я, к искусству (к искусственному) отношения не имеет. Это реальные сюжеты про реальных персонажей - людей, животных, кукол... Современная жанровая фотография не интересна только информацией, которую она несёт, в первую очередь, она должна привлекать зрителя художественной формой - цветом, светом, композицией, и при помощи этих составляющих предлагать понять смысл.
- Куда в ближайшее время планируешь отправиться на поиски новых фотосюжетов? Как часто путешествуешь?
- Мне повезло в жизни, у меня есть единомышленник - жена Александра, тоже фотограф. Мы постоянно путешествуем, ищем интересные для нас сюжеты, снимаем фотоистории. Как правило, темы, которые мы выбираем, касаются духовного развития людей, творческих способностей, экологии. Мы обычно путешествуем на своём автомобиле. Он у нас приспособлен для автономной жизни. Если едем в страну, куда трудно добраться на своей машине, арендуем транспорт на месте. Так путешествовали по Тайланду и Индии. По Индии проехали около 9000 км в поисках интересных кадров. Получилось экстремально...
- Какую страну или местность мог бы отметить для себя в качестве места полного вдохновения?
- Нет такой страны или местности для меня, есть интересные сюжеты и интересные люди. Могу только сказать, что чем цивилизованнее страна, тем менее открыты и менее эмоциональны люди. Интереснее в местах, где меньше искусственного, а больше натурального в людях, природе, селениях.
- Какие книги или авторов можете посоветовать фотографу-любителю? Кто из них повлиял на твое творчество?
- Сейчас больше смотрю авторские фотоальбомы известных документальных фотографов. Интересно изучать разные стили, почерки мастеров, способы реализации замыслов или просто почувствовать изобразительную форму в их фотографиях.
Жанровому фотографу-любителю могу рекомендовать альбомы авторов, работающих в цвете - Стив Мак Карри, Алекс Уэбб, Сергей Максимишин, из авторов, работающих (работавших) в монохроме - Йозеф Куделка, Себастьян Сальгадо, Брессон. Я очень люблю работы Стива МакКарри, Сергея Максимишина, Себастьяна Сальгадо, Анри Картье-Брессон, Йозефа Куделка, Юрия Козырева, Джеймса Нахтвей, Томаша Гуджоваты,
Рекомендую также смотреть время от времени фильмы. Н-р, "Контрольные отпечатки" (Contacts), в котором известные фотографы рассказывают о том, как они выбирают снимки из отснятого материала. Можно, конечно, читать, книги про устройство камер и как ими пользоваться, но без применения на практике они бесполезны. Книги по композиции тоже хороши, но авторы большинства из них ограничиваются простейшими общими приемами построения изображений, показывая примеры элементарных фотографий, на которых нельзя научиться.
Лучший способ изучения фотографии - это после книжного интернет самообразования пойти учиться на хорошие краткосрочные курсы по фотографии. Главное понять к какому жанру фотографии у вас есть интерес - документальный или постановочный, и правильно выбрать школу. Можно учиться очно, а можно дистанционно.
- Как настроение влияет на фотографию? Как готовишься к съемке?
- Я могу себе позволить роскошь снимать только то, что мне интересно, поэтому настроение редко влияет на фотографии. Я придерживаюсь такого принципа - если что-то не клеится в съёмке или пропало настроение, отложи в сторону камеру, посиди, понаблюдай со стороны за происходящим, выйди из ситуации и всё наладится.
А конкретно:
Не суетитесь во время съёмки, не хватайтесь снимать всё и сразу, определитесь с тем, что и каким способом вы хотите сказать в своих фотографиях, посмотрите ВНИМАТЕЛЬНО на сюжет и начинайте не спеша. Если сюжет хорош, а свет не соответствует ему, или вы понимаете, что на фотографии передать свои ощущения не получится, просто посмотрите на "персонажей" или "сцену" и получите удовольствие от созерцания.
- Допускаешь ли ты ретушь и монтаж фотографий?
- Я документальный фотограф и стараюсь снимать так, чтобы в последствии обходиться минимальной коррекцией - немного менять яркость, резкость, цветовой баланс, не более. Стараюсь так же снимать в полный кадр, редко кадрирую.
- Что думаешь на счет пленки? Есть ли у нее шанс на выживание или это "наше все", несмотря на новые технологии?
- Для меня нет разницы какой камерой или на какой плёнке сделано фото, главное результат. Если для достижения творческих целей - своеобразный рисунок, зерно, тон, требуется особая плёнка, тогда её применение обосновано, а если снимать на плёнку, потому что стильно или модно - это глупость. Плёнка в современной фотографии стала частью творческого процесса, в каком-то смысле фетишем, она требует от фотографа более вдумчивого отношения к фотографии и значительно большего времени и средств. В творческой фотографии плёнка - незаменимый материал, потому что даёт пространство для не прогнозируемого результата. С плёнкой процесс съёмки менее управляем и это главное.
Предсказуемость и доступность цифры - расхолаживает, и начинающему фотографу кажется, что если камера всё делает за него, а камеры у всех одинаковые, то и результат будет одинаков. Самое распространённое заблуждение. Снимает не камера а фотограф, и если фотографии у всех похожие, то значит мыслят все одинаково, как роботы. В любом творчестве важна индивидуальность.
- Совет молодому фотографу, чтобы добиться успеха в фотографии.
- Для начала понять, зачем вам нужен успех в фотографии. Если вы сможете себе аргументированно объяснить это, возможно, у вас всё получится. Старайтесь в жизни делать только то, что нравится! Занимаясь нелюбимым делом или общаясь с неприятными людьми вы проживёте бесполезную жизнь.
Творческие возможности для фотографов на talenthouse.com
Комментарии
Подписаться