«Фотография инстинктивна, но я стараюсь дисциплинировать себя.
Я пытаюсь просчитать каждый кадр так же, как в Тай Чи просчитывается каждый вдох».
Современный мир многолик. Казалось бы, с развитием правовых систем и торговых отношений, ростом технологий и производительности труда человек должен жить лучше, уделяя больше времени общению и собственному развитию, а не зарабатыванию денег на кусок хлеба. Однако, в действительности сейчас существует глобальное общество контрастов, где одни имеют все, другие пытаются выжить. Современный фотограф Чжан Цяньци (Chien-Chi Chang) исследует взаимодействие двух разных полюсов, которое рождает зоны отчуждения между людьми и зоны крепких связей понимания друг друга.
My niece (left), on a new suspension bridge, TAIWAN, Wuri 2003 © Chang Chen-Chi / MAGNUM PHOTOS
Чжан Цяньци родился в 1961 году на Тайване, в бедной многодетной семье. Родители, как могли, сводили концы с концами и воспитывали детей. В 1980 году Чжан сумел поступить Сучжоуский университет, где в 1984 году получил степень бакалавра искусств и отправился в Америку в Университет штата Индиана. В 1990 году он получил степень магистра естественных наук и в том же году получил должность штатного фотографа в газету The Seattle Times. Через пару лет до 1995 он жил в Балтиморе, где снимал для издания The Baltimore Sun. Однако, городом, изменившим отношение Чжана к своей профессии, стал Нью - Йорк - «современный Вавилон».
A newly arrived immigrant eats noodles on a fire escape, New York City, 1998 © Chang Chen-Chi / MAGNUM PHOTOS
A newly arrived immigrant eats noodles on a fire escape, New York City, 1998 © Chang Chen-Chi / MAGNUM PHOTOS
Sunset Park, the third Chinatown in New York City.
A martial arts group performing the Lion Dance during Chinese New Year,
Brooklyn, New York, 1993
© Chang Chen-Chi / MAGNUM PHOTOS
В Нью - Йорке есть знаменитый квартал Чайнатаун, где живут эмигранты из средней Азии. Живут или пытаются выжить. Чжан много слышал о нем, но увидев своими глазами законы жизни там, не смог остаться равнодушным. Он уволился из The Baltimore Sun, снял квартиру в Чайнатауне и поселился среди нелегальных китайских эмигрантов. С 1992 года Чжан фотографировал жизнь и быт людей Чайнатауна, живя по правилам этого сообщества.
© Chang Chen-Chi / MAGNUM PHOTOS
Опубликованные в 1998 году в National Geographic и Time, снимки получили сильный общественный отклик. «Мои фотографии потрясли американцев, – говорит Цяньци, – они не представляли, что так много людей может жить в подобных условиях в самой богатой стране мира». Фотографии стали основой проекта «Divided Lives» («Разделенные жизни»). Многие герои снимков уехали из родной страны на заработки и расстались со своими семьями, ради которых и сделали такой выбор. Проект в 1999 году получил грант Фонда Юджина Смита, который ежегодно награждает фотографов за достижения в области гуманистической фотографии. Полученные деньги Цяньци потратил на то, чтобы помочь незаконным эмигрантам воссоединиться со своими семьями.
A newlywed couple and flower children, TAIWAN, Taichung, 1997
© Chang Chen-Chi / MAGNUM PHOTOS
On their wedding date, the bride and groom decide that their dog should participate in the ceremony, which takes place in a park in the out-skirts of Taipei, TAIWAN, 2000
© Chang Chen-Chi / MAGNUM PHOTOS
Другой темой фотографического исследования Чжан Цяньци стали отношения в современной Тайване. В 2001 году вышла его книга «I Do I Do I Do» («Я согласен, я согласна») о современных свадьбах в родной стране, где родители настаивают на скором заключении брака между молодыми. На фотографиях легко заметить, что чаще молодым происходящее в день свадьбы в тягость и усталость, но они обязаны сделать все, что считают нужным родители. Вышедшая книга получила множество отзывов, и современные свадебные фотографы, конечно, не оставили без внимания взгляд Чжана, с которым вряд ли согласились. В 2005 фотограф вернулся в теме брачных союзов в книге «Double Happiness» («Двойная удача»). В книге очень точно показывается, как тайваньские мужчины, не нашедшие себе жену среди прогрессивно мыслящих соотечественниц, через посредников выбирают невест во Вьетнаме. Делают они это примерно так же, как они выбирали бы одежду или продукты в супермаркете. Эта книга являлась социологическим исследованием, изучающим посреднический брак во всех стадиях – от выбора невесты из нескольких предложенных вариантов до финальной – свадьбы.
A couple presents proof of identity and marriage so that the bride can get a visa to Taiwan,
VIETNAM, Ho Chi Minh City, 2003
© Chang Chen-Chi / MAGNUM PHOTOS
A husband-and wife-to-be begin the process of documentation for visas at the Taiwanese consulate, VIETNAM, Ho Chi Minh City, 2003
© Chang Chen-Chi / MAGNUM PHOTOS
Однако, ключевой работой фотографа стал проект о больных психиатрической больницы при храме Long Fa Tang («Храм дракона»), который произвел сенсацию на Венецианской биеннале в 2001 году. Фотографии, распечатанные в натуральную величину, рассказывали о жизни пациентов больницы, которая так же является крупнейшей птицефабрикой в Тайване. Никакого другого лечения, кроме трудотерапии, больным не предоставляется. Они скованы попарно цепями и освобождаются от них лишь на время сна. Физические цепи стали символом протеста в фотографиях Чжана. Этот проект принес мировую известность Чжану Цяньци и определил его знаковую фигуру в современной фотографии. Фотографии были изданы в виде книги «The Chain» («Цепь»), которая в 2003-м получила престижную премию POYi (Pictures of the Year International) как лучшая фотокнига года.
Lung-Fa Tang Temple. Mental patients, TAIWAN, Kaohsiung, 1998
© Chang Chen-Chi / MAGNUM PHOTOS
Lung-Fa Tang Temple. Mental patients, TAIWAN, Kaohsiung, 1998
© Chang Chen-Chi / MAGNUM PHOTOS
Lung-Fa Tang Temple. Mental patients, TAIWAN, Kaohsiung, 1998
© Chang Chen-Chi / MAGNUM PHOTOS
Lung-Fa Tang Temple. Mental patients, TAIWAN, Kaohsiung, 1998
© Chang Chen-Chi / MAGNUM PHOTOS
В 2007 году по предложению National Geographic Чжан Цяньци жил в Северной Корее, снимая репортаж о местных жителях, бегущих через Китай, Тайланд и Лаос в Южную Корею. Чжан жил вместе с ними, узнавал все подробности побега и осуществлял его вместе с ними, чтобы максимально искренне и точно показать все в своих снимках. Его проект Escape from North Korea («Побег из Северной Кореи») был опубликован в 2010 году, и в 2011-ом получил премию Anthropographia.Чжан Цяньци присоединился к агентству Magnum в 1995, став полноправным членом в 2001. В настоящее время он продолжает некоторые из своих давних проектов и продолжает рассказывать о вымышленных и физических границах между людьми, преломляя все свои открытия в собственных фотографиях.
Ксения Канке / 2White: Фотоблог
Комментарии
Подписаться