Views Comments Previous Next Search

ПленкаЦифра. История любви

325643
НаписалПосольство Ломографии в России 20 августа 2008
325643

Элис Типпл

13 февраля 2008

Те из нас, кто знаком с пленочной фотографией, знают схему: выбираем нужную пленку, снимаем на неё при правильных условиях, вынимаем её в темной комнате, проявляем с помощью химикатов, которые отдают уксусом, сушим, режем, кладем на увеличитель, проецируем изображение на светочувствительную фотобумагу, потом кладем её в ванночку, наполненную ещё более вонючими химикатами, проверям. Если не получилось, затеваем все снова. Закрашиваем пятнышки от пыли специальной краской. Конец.

Проявка пленки – это как чайная церемония. Она требует умения и терпения.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 1.

Я пошел в школу искусств в конце 90-х, начале 2000-х, когда чайная церемония переживала революцию. Люди сокрушались, что пленка уходит, проклинали цифровую фотографию, и с дрожанием в голосе спрашивали друг друга, куда вообще движется фотографическое дело.

Я был тогда одним их тех юных негодующих. Я не ходил на занятия по фотографии, но работал ассистентом в университетской фотолаборатории, помогал проявлять и печатать черно-белые изображения и подбирать слайды для лекций по истории искусств. Мало того, что это было скучно до ужаса, ко мне ещё иногда вламывались взбешенные профессора, крича, что слайд был на миллиметр ниже центра и что я их опозорил.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 2.

В то время лишь некоторые преподаватели по-настоящему осознавали потенциал цифровой фотографии. Они накупили современных устройств и камер и стали разрабатывать новые курсы обучения, ориентированные на цифровую фотографию. Эти люди были одними из первых в стране. К тому времени, как мои сверстники выпустились (2001 год), только некоторые из них снимали цифровыми камерами.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 3.

Теперь перенесемся на восемь лет вперед. Я работаю в цифровой фотолаборатории в той же школе, практически только в Photoshop, ImagePrint, и Epson 4000s. Неожиданно все вокруг изменилось. Старенькую сырую лабораторию, где я работал, перепрофилировали. Профессора истории искусств пользуются уже PowerPoint, а не слайдами. Фотография больше не ассоциируется с запахом уксуса. Чайная церемония эволюционировала. Теперь это сосредоточенный процесс наведения курсора, выравнивания слоев и наложения теней. Многие студенты приходят уже с хорошими навыками работы в Photoshop, а о пленке они слышать не слышали. Снимать на пленку им неинтересно. Для них Polaroid 600 это уже ’old school’, а камеры на 35мм вообще тайна, покрытая мраком.

Меньше, чем за десять лет студенческая аудитория стала полностью «оцифрованной».

Теперешнее поколение учащихся уже не слепые котята. Чего они только не видели?! Все, что было до 2000 года, кажется им устаревшим. Я спрашивал их: «Вы когда-нибудь снимали на пленочные фотоаппараты?» Все меньше и меньше кивают в ответ да. Они смотрят на мою коллекцию фотоаппаратов как на чудо. Пленка для них стала чем-то неведомым.

С ростом популярности сайта Ломографии и назойливого притока снимков, сделанных на ломографические камеры, на MySpace, я все чаще и чаще сталкиваюсь со студентами, интересующимися ломографическими аппаратами. Они уже относятся к пленочным камерам не как к «отстойным» пережиткам эпохи динозавров, а как к модному художественному ретро.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 4.

Фотография претерпела значительные изменения за свою 150-летнюю историю. Но после погружения в неё на несколько лет, мы понимаем, что цифра – лишь очередная метка на временной шкале.

Я увлекся ломографическими камерами совсем недавно, после того, как друг дал мне старенькую Диану «побаловаться». «Подурачься с ней», – сказал. В рамках вводного курса в предмет, он показал мне барахолки, где можно купить старенькие пленки, рассказал о разных форматах пленок и показал, как их проявлять.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 5.

Я подсел моментально. Неожиданно фотография снова стала забавным и творческим приключением. А что будет с этой пластмассовой Дианой, если я сделаю аж тройную экспозицию? А что если я попробую снимать на вот эту пленку столетней давности? Терпеть не могу стоять в темноте и вдыхать все эти вонючие химикаты. Что, если совместить все эти штуки с цифровыми технологиями?

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 6.

Студенты, с которыми я работаю, начинают проявлять интерес к ломокамерам, советуются, где их достать, прямо как я в свое время. Одна девочка буквально заболела большими пластмассовыми камерами и прочесала весь eBay в поисках Дианы и её клонов. Другие купили Ломографические Хольги и Фишаи. Кто-то взял у меня поснимать на старенькие пленочные квикшоты, а один даже ворвался ко мне в кабинет и спросил (со знанием дела): «Если брать Диану со вспышкой, то лучше обычную на eBay или потратиться на новую, ломографическую?»

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 7.

Это потрясающе, когда вокруг тебя люди, также увлеченные ломокамерами. Кто-то из нас сканирует негативы, другие проявляют и печатают по старинке. У нас есть активный фотоклуб. Людям интересно совмещать традиционные и цифровые технологии. Мне кажется, это «ретро возрождение» связано с тем, что у детей цифровой эры появляется способ самореализоваться нестандартным способом, а именно: частично потерять контроль и при этом все равно получить интересный результат. Я думаю, мы находим себя и находимся в ином, причудливом, постоянно стремящимся к изменению, измерении фотографии.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 8.

Сейчас мы не можем сказать, как долго просуществует ломография. Это могут быть годы, если цифра будет переведена в низший класс, и фанатами аналога станут люди с большими деньгами. Может, все закончится гораздо быстрее, если Kodak и Fuji разом перестанут выпускать химикаты. Но я рад, что в огромном современном оцифрованном макромире существует крошечный микромир, который веселится и сходит с ума вместе с дешевыми пластмассовыми ломокамерами.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 9.

Игра стоит свеч!

И почему студенты, живущие в мире компьютеров и цифровых камер, пробуют что-то новое… и ищут его… в старом!?

www.toycamera.com

www.lomography.ru

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 10.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 11.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 12.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 13.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 14.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 15.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 16.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 17.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 18.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 19.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 20.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 21.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 22.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 23.

ПленкаЦифра. История любви. Изображение № 24.

Рассказать друзьям
32 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются