Ксения Плотникова – одна из тех десяти фотографов, представлявших на АРТ-ПАРАДЕ фотографии, объединенные одной темой – ПРОВИНЦИЯ. CHANGE.
Все фото Ксении на самом деле – это результат работы – на данный момент двухсоттрехдневной – для фликровского сообщества 365 Days: в течение года мальчики и девочки, умеющие фотографировать, снимают себя во всевозможных позах, положениях, пространствах, времени суток и пр., и потом публикуют их на flickr.com в соответствующем сообществе.
Визуальный образ Ксении может меняться от снимка к снимку, но при этом преимущественной константой остается пространство леса (веточки, шишки, деревья, пеньки, вода и другие составляющие натурпродукты), куда автор подобно кэролловской задумке во имя чудес помещает саму себя. Правда, в жизни Ксения мало похожа на Алису. Она выглядит, как обычная девочка, с которой, как мне казалось, легко начать говорить не о фотографии, а о чем угодном. Я ошиблась – все свелось к одному – к ее смыслу жизни.
Как думаешь, может, официально с ФИО начнем наш разговор, чтобы не про фотографии сразу?
Меня зовут Ксения Плотникова. И если начать о себе с чего-то официального, то я учусь на факультете журналистики МГУ. Ну, а если начать с того, что для меня самое главное – это то, что я живу в маленьком городке в 17 км от Москвы – Ватутинки. Это даже поселок, да и не поселок вовсе, а практически лес, с парочкой домов. И все фотографии, которые я делаю, я делаю в лесу. И вот я недавно посчитала, сколько у меня снимков про Москву – их всего 10, а не в Москве, дома – 203, а всего мне нужно сделать 365, то есть – год.
Получается по одной фотографии в день?
Изначально, когда я только начала делать фотографии для 365 ДНЕЙ, мне показалось, что эта идея ограничивается лишь идей виртуального дневника. Однако впоследствии одна вещь для меня стала озарением и открытием: каждый раз выкладывая по вечерам картинку, я вспоминала весь день и понимала, что он был таким радостным и счастливым. То есть я нашла удачный способ запечатлевать счастливые и яркие моменты жизни. А потом наступила лето – участвовать в проекте начала в марте – и я вообще стала проводить целыми днями в лесу, приезжая туда не велике.
И чего – ты там одна была, в лесу?
Практически да. Брала иногда друзей. Но фотографировать себя – ведь это очень интимная вещь.
Как так: сам процесс – это про интим, а результат процесса, то есть то, что сейчас на тебя сотни глаз смотрят – это уже не интим?
Что значит – показываю другим? Я все делаю для себя.
Ну, как для себя: ты выкладываешь свои картинки в ЖЖ, на том же «фликре», а значит, делаешь это и еще для чего-то?
Я как бы делюсь с людьми своей радостью, но это все – не первоначальная цель.
А что такое фотографировать себя: посмотреть на себя снаружи, или заглянуть внутрь?
Знаешь, как только начала, я все не понимала, как это так – саму себя фотографировать? Для меня это было вообще какой-то ужасной авантюрой: каждый день себя снимать – ужас, какой нарциссизм, – а потом выкладывать, – ужас, наверно, людям это должно скоро надоесть. Когда же начала, поняла, что это такой разговор с собой, ведь иногда не бывает времени о себе подумать – а здесь ты его для себя оставляешь.
Смотрю вот, у тебя фотографии разные такие. Все они сделаны в режиме online, или все же – это такая запланированная и созданная некогда реальность, которую можно, например, попробовать воплотить завтра?
По-разному бывает. Иногда иду вечером, понимаю, что так и не сделала портрет, что же мне делать, и тут – я вижу какую-то вещь, и я понимаю, что я хочу здесь сфотографироваться. Фотография – это не всегда о целом. Бывает, что действительно – целый день лежала на подоконнике с книгой и читала, а бывает – просто мимо проходила.
А почему про Москву меньше фотографий? Это большой город – и сложнее себя увидеть?
Я вообще не очень-то Москву люблю. Для меня важное – ощущение природы.
А Москва – это не природа? Там же можно найти деревья-парки. Что же такое природа?
Природа – это все. Природа – это самое главное в жизни. Вот смотри фотография, она есть на выставке: вроде бы дерево, но на заднем фоне – здание. Контраст какой-то.
Это смущает?
Вроде нет. Я лес люблю: ничего нет лучше, чем приехать туда, лечь на траву, птиц послушать. Это лучшие моменты счастья. А еще я не фотографирую в Москве потому, что мне иногда просто лень тащить фотоаппарат. Мои же фотографии – это такая своеобразная ода Ватутинкам, моему любимому месту.
А ты не боишься, что современному зрителю это может быть неинтересно – лес, Ватутинки, провинция? Или у тебя имплицитный зритель отсутствует напрочь?
Я как раз думала – что это современному человеку это нужно больше всего. Ну, не в том смысле, что я пытаюсь кому-то открыть глаза, просто, если упрощенно – хочется, чтобы все посмотрели, пошли в лес и стали ближе к природе.
То есть показать все же хочется?
Ну да. Я каждую свою картинку подписываю даже, но до конца себя все равно не открываю.
А почему фотографию нужно назвать? Ты же считаешь, все эти картинки самостоятельным визуальным знаком, зачем еще эта дополнительная номинация?
Чисто для себя, чтобы запомнить день, и как-то назвать тот счастливый момент.
А когда люди комментируют твои фотографии, они оценивают то, что изображено, или все-таки форма им интересней?
Есть несколько человек, которые чувствуют содержание. Это вообще такой необыкновенный душевный подъем создает.
Ты же учишься в Москве, а ведь большой город, кстати, сможет изменить содержание твоих фотографий – не боишься?
Не думаю, что это меня изменит, а если меня это не изменит, то какая мне разница, что обо мне подумает масса. Я буду говорить то, что есть у меня в голове, и то, что я хочу сказать, я буду говорить при любых обстоятельствах.
А не пугает конец всей это истории – с проектом 365 Days?
Очень боюсь. Не представляю, что потом будет! Мы с друзьями все время это обсуждаем, и смеемся, что еще месяца два после того, как все это закончится, я буду с испугом думать о несделанных фотографиях.
А вот эти все фотографии проекта – они про тебя, про то, место, в котором ты, или чего-то еще?
Про все вместе, конечно. Это как бы я – внутри всего мира. Просто так хочется присоединить себя к чему-то в этом мире. Я еще не нашла своего места, не сформулировала окончательно образ своих мыслей, не знаю, чего там будет в ближайшее время. Я не хочу заниматься ничем, просто родить и растить детей. Я не знаю, чего хочу.
Наверно, когда не знаешь, чего хочешь, и получаются те самые фотографии в режиме online?
Они поэтому такими и получаются, потому что это вечный какой-то поиск ответов. Я рада, что я нашла в себе какую-то смелость для участия в проекте.
А что – было страшно?
Просто казалось, что я этого сделать не смогу. А фотографировать себя – это очень интересно на самом деле.
Комментарии
Подписаться