Роберт Уилсон, выдающийся современный художник и театральный режиссер, чьи работы были представлены в москве в прошлом году. Брэд Питт позировал для него в нижнем белье под проливным дождем. Изабелла Росселлини предстала в образе куклы. Изабель Юппер играла роль Греты Гарбо.
Открытия Уилсона, совершенные в семидесятые, до сих пор определяют развитие современного искусства, и спустя тридцать с лишним лет воплотились в серию портретов VOOM. Как художник-режиссер он выбирает для своих героев очень точные образы и создает масштабные полотна в формате микроэтюда.
Уникальность стиля Уилсона — в искусстве срежиссированного портрета.
Самые яркие персонажи становились его натурщиками, и кастинг его героев потряс бы любой голливудский бокс-офис. Первыми героями Уилсона были великий поэт Луи Арагон и парижанка Элен Роша. Сведя воедино кино и портретную фотосъемку, из простых документальных кадров он смонтировал короткий фильм и попытался объяснить, как драгоценно мгновение и как оно может длиться вечность.
Ноу-хау видеохудожника Уилсона — вертикальный, а не общепринятый горизонтальный, плоский экран, над технологическим воплощением которого в течение двух лет бились специалисты нью-йоркской лаборатории. Ноу-хау режиссера Уилсона — умение в одном жесте выразить суть. Он пользуется им в своих театральных постановках и прибегнул к нему же, работая над серией VOOM. Он придумал для своих героев целые роли и сотворил для них новое пространство. Медленное движение – взмах ресниц, поворот головы, быстрая улыбка – отснято на видео, закольцовано и повторяется бесконечно. Михаил Барышников у Уилсона – Святой Себастьян, мученик, утыканный стрелами.
Вайнона Райдер – героиня абсурдистской пьесы Беккета. Принцесса Каролина играет роль собственной матери – Грейс Келли, цитируя великий фильм Хичкока «Окно во двор»… Задача, которую решает Уилсон, всегда разная, но каждый его микрофильм — об одном и том же: о характере, который он делает максимально выпуклым, осязаемым, зримым, о знаках, об озарениях. О том неуловимом и неповторимом, что делает его героя самим собой.
Выставка VOOM, прошедшая в начале года в Нью-Йорке, вызвала лавину восторженных отзывов. «Она заставила нас пересмотреть традиционные представления о портрете», — написала нью-йоркская The Daily News. «Это самая поразительная выставка за последние несколько лет», — отметила The New York Post. «На выставке «VOOM. Портреты Роберта Уилсона» вы непременно иначе взглянете на тех, кого привыкли видеть на большом экране», — таково было заключение The New York Times.
Проект стал настолько значимым, что Уилсона буквально засыпали заказами. Сегодня, в начале ХХI века, иметь в своем собрании собственный видеопортрет работы Уилсона, считается столь же хорошим тоном, как когда-то – живописный портрет кисти Тициана, Ван Дейка или Рембрандта. «Я не против работ на заказ, — говорит Уилсон. — Любому герою – будь то звезда Голливуда, миллиардер с Уолл-стрит или красавица-модель, я предлагаю роль, которая для этого персонажа внове. Съемки — это всегда премьера. И для героя, и для меня. Поэтому работать с популярными людьми мне столь же интересно, как и с теми, кто не позволяет газетам и журналам писать о себе, опасаясь лишней славы».
Комментарии
Подписаться