Знаменитый фотограф Ирвинг Пенн родился в Плайнфилде, Нью-Джерси в 1917. В восемнадцать лет юный Ирвинг записался на четырехгодичный курс рекламного дизайна к Алексею Бродовичу в Школу искусств при Филадельфийском музее искусств. Одновременно с учебой и постижением основ профессии арт-директора Пенн курьером в Harper’s Bazaar, а затем помогал художнику рисовать эскизы обуви, был подмастерьем.
В 1938 году он закончил обучение и стал арт-редактором журнала Лиги Юниоров, а затем перешел на аналогичную должность в роскошный универмаг Saks Fifth Avenue. Но в возрасте двадцати пяти лет, ведомый неким позывом, он уволился и на свои небольшие сбережения отправился в Мехико, где целый год занимался живописью, прежде чем окончательно осознать свое истинное призвание.
Вернувшись в Нью-Йорк, Пенн успешно прошел собеседование и попал к арт-редактору Vogue Александру Либерману, который принял Ирвинга на работу в качестве своего ассистента. 26-летний дизайнер имел собственное представление о том, как должна выглядеть обложка, но не находил понимания у штатных фотографов журнала. Тогда Либерман посоветовал ему самому взять в руки фотокамеру и 1 октября 1943 года на обложке «Vogue» появилась первая фотография Ирвина Пенна. Эту дату можно считать вторым днем рождения одного из самых знаменитых фотографов XX века.
Для фотографий Пенна характерно использование разнообразных, изобретенных им самим, приемов, коллекцию которых он постоянно пополнял. Например, помещал свою модель в угол, эмитирующий, по мысли фотографа, замкнутое пространство. Некоторые модели чувствовали себя спокойно, другим представлялось будто они в капкане или тюремной камере. Иногда он использовал какое-нибудь устройство, скажем, усаживал модель на мотоцикл. Приобретя в магазине на Третьей Авеню старинный ковер, он использовал его в течение нескольких месяцев, на его фоне фотографировались Джон Дьюи и Альфред Хичкок,— различные части ковра отличались по тону и узору и фотограф мог подбирать для каждой модели свой определенный кусочек фона.
Большим успехом пользовалась серия фотографий привезенных Пенном из командировки в Перу. Студия, которую он арендовал у местного фотографа, выглядела очень экзотично: полы из каменной плитки, рисунки на стенах, какой-то непонятный столик, на который облокачивались позирующие модели. Фотограф сделал в этой студии около 200 портретов местных жителей, в том числе «Дети из города Куско» («Cuzco Children»), которая была в последствии продана за $175000.
Другой проект Ирвина Пенна представлял собой серию портретов представителей различных профессий, обличенных в рабочую униформу и с атрибутами своей профессии в руках. Каждая модель находилась на белом фоне и освещалась со стороны: это освещение характерно для многих портретных работ Пенна.
В 1953 году, открывая собственную студию, Ирвин Пенн сказал ставшую знаменитой фразу: «Съемка пирожного тоже может быть искусством». И он действительно умудрялся делать произведения искусства, снимая самые неказистые объекты — груду окурков или набор каких-нибудь на первый взгляд несовместимых предметов.
Но самый любимый его жанр — это портрет. Пенн работает самозабвенно, увлекая за собой своих моделей. «Я помню чувство, что отдаю больше чем имею, что в этот момент я был больше чем я есть на самом деле, рассказывал не свою историю, а нечто большее …», — описывал свои ощущения один из фотографируемых. За все время существования фотографии, портретистов, способных вызвать у модели подобные чувства, можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам.
Сейчас Ирвингу 91 год, он был женат на первой в мире модели, получившей приставку «супер», Лизе Фонссагривес, которую пережил на 16 лет.
Помимо фото в Vogue (американском, британском и французском изданиях), работы Пенна находятся во многих крупнейших коллекциях, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке, музей Метрополитен, галерею американского искусства Addison, Балтиморский музей искусств. В 1958 году журнал Popular Photography назвал Пенна одним из десяти величайших фотографов мира.
Комментарии
Подписаться