Организаторы проекта – Дмитрий Горячев и Марианна Мельникова, фотографы-кураторы, сумевшие собрать, объединить произведения на первый взгляд очень разных, порой противоречивых, авторов Петербурга.
Представленные на выставке в Фотографическом музее Дом Метенкова в Екатеринбурге работы изданы несколькими сериями открыток «Collectio 16». Первая серия (набор из 16 штук) появилась в 2004 году. На сегодняшний день вышло уже четыре серии: «PROгород», «Авторский Петербург», «Зимний Петербург», «Пригороды Санкт-Петербурга»).
Произведения отображают общую фотографическую ситуацию, сложившуюся сейчас в городе на Неве. Это и несомненный интерес к классической рукотворной черно-белой фотографии, и соседствующие с ней эксперименты с современными технологиями. Но все поиски направлены на создание емкого, всегда личного, индивидуального художественного образа, задуманного авторами. Результатом стали идеи, фантазии, впечатления, размышления художников, спроецированные на фотобумагу. Необходимо отметить удивительную черту художественной фотографии: ее двойственность. С одной стороны здесь решаются творческие задачи. С другойстороны, как мы привыкли считать, фотография – документ. И это сочетание на одном листе фотобумаги реальности, дотошной фиксации происходящего и вместе с тем вымысла, догадки оказывает часто гипнотическое, завораживающее действие на зрителя. Именно такую особенность и можно увидеть в фотоработах представленного проекта: в выполненной пинхолом работе Игоря Брякилева, у Александра Никипорца, в «крашенках» Аси Немченок, у других мастеров.
Александр Филиппов. Египетский ракурс
Несмотря на разные стили и приемы у фотографов много общего. Архитектура Петербурга, конечно, повлияла на формирование авторских почерков. Строгие, выверенные, лаконичные классицистические формы, невольно «поставили», сформировали глаз художников. Иногда даже и продиктовали решение композиционных задач, выбор ракурсов при съемке. Своеобразие климата, близость Севера, белые летние ночи, сумрачные короткие дни зимой сказались на цветовом восприятии петербуржцев. Не удивительно, что основная часть фотографий черно-белая и монохромная, а колорит большинства цветных работ сдержан. Такие характерные черты, присутствующие у мастеров из Северной столицы, выделяют петербургскую фотографию, как было уже не раз отмечено многими исследователями российской светописи, в особенную группу, даже школу. И этот факт естественно вписывается в общую художественную тенденцию Санкт-Петербурга.
Станислав Чабуткин. У Аничкова моста
Главная тема фотографий – Город. Авторов объединяет одна идея: жизнь Города, его образ, настроение. Поэтому чаще всего светописцы обращаются к городскому пейзажу. Традиции А.Н. Бенуа, А.П.Остроумовой-Лебедевой, графиков рубежа XIX – XX вв. подхвачены Станиславом Чабуткиным. Порой пейзаж переходит в своеобразный, формальный цветовой пространственный натюрморт, такой как у Дмитрия Конрадта. Работы ЛюдмилыТаболиной и Елены Скибицкой естьпродолжение традиций русской пикториальной фотографии Николая Андреева начала XX века,слышна перекличка и с современным моноклем Георгия Колосова. Можно уловить черты городского наива и лубка у Лидии Верещагиной («Я тебя люблю»). Листы Марианны Мельниковой из серии «Замки-пригороды» – фантастический, таинственный мир. Ее же фотографии «Деревня художников» и «Девочка и дом», раскрывают интимную, приватную сторону человеческой жизни. Века XVIII, XIX столкнулись с сегодняшним днем у Дмитрия Горячева. Здесь новая жизнь меняет облик старого города («Улица Правды»).
Людмила Таболина. Университетская набережная
Марианная Мельникова. Михайловский замок
Алексей Тихонов. Из серии «Ночь. Снег»
Сергей Щербаков. Мариинский театр
Андрей Чежин. ххх.1998
Сергей Шитов. Снег на мельнице Ильича
Сергей Щербаков. Крейсер «Аврора»
Эдгар Калаев. Конюшенный мост
Сергей Шитов. Без названия
Евгений Мохорев. Петропавловская крепость
Алексей Тихонов. Уличный футбол
Александр Китаев. Ледоход на Мойке
Ася Немченок. Петербург – Алхимия мечты
Комментарии
Подписаться