В течение своей более чем 70-летней фотографической карьеры, Андре Кертеш создавал удивительные образы окружающей его повседневности, почти исключительно используя камеры маленького формата. Через всю жизнь он пронес неизменными свои вИдение окружающего мира и ту любознательность, которая когда-то подтолкнула его к жанру фоторепортажа в 18 лет.
The Fork, 1928
Работая в разнообразных жанрах, от портретов до натюрмортов, от искаженной натуры и до фоторепортажа, Кертеш неизменно схватывал ключевые моменты и, подчас неприметные, но выразительные детали своих сюжетов:
Lily of the valley vendor, 1928
Melancholic tulip, 1939
Его фотографии обманчиво просты, поначалу в них видится легкость моментальной съемки. Однако при более внимательном взгляде обнаруживается необычайная чуткость Кертеша к изобразительной форме, его великолепное умение строить кадр. Как бы ни были сложны его работы с точки зрения композиции и количества деталей, в них не бывает ничего избыточного.
Underwater Swimmer, 1917
Looking at the circus, 1920
Он оставил неизгладимый след в мировой фотографии, особенно во Франции, где он был наставником таких фотографов как Анри Картье-Брессон /Cartier-Bresson/, Роберт Капа /Robert Capa/, и Брассай /Brassai/.
Accordionist, 1916
Dubo, Dubon, Dubonnet, 1934
Мало кому из фотографов удалось выдержать испытание временем столь достойно, как Кертешу. Его творчество неуклонно развивалось: от прямодушных видов Парижа 20-х и 30-х годов, через серии искаженных зеркальных изображений обнаженной натуры, до более формальных угловатых композиций последних лет. Но есть общая нить, связывающая все произведения Кертеша, — умение тактично и с юмором показать жизнь такой, какой она попадается ему на глаза.
Mondrian’s glasses and pipe, 1926
New York, 1972
Никакие композиционные соображения не подавляют в произведениях Кертеша реальности, и даже те изображения, которые приближаются к абстрактным (например Мартиника, 1972), всегда остаются накрепко связанными с окружающим миром. Подобно всем работам Кертеша эта фотография не есть чистая абстракция благодаря силуэту человека, проступающему сквозь матовое стекло…
Martinique, 1972
Colette, Paris, 1930
New York (Pigeon Landing), 1960
«Независимо от того, что мы сделали, Кертеш был первым» – говорил впоследствии Картье-Брессон, признавая заслуги Кертеша…
Комментарии
Подписаться