Неправильная фотография. Руководство к пользованию
Сергей Вараксин написал отличную статью о искажении фотоснимков, которая, как мне кажется, может оказаться интересной многим. Очень много внимания уделено эффектам, получаемым без использования фотошопа. Советую дочитать до конца, надеюсь, что вы не пожалеете о потраченном времени.
Чтобы Вас заинтересовать, я приведу цитату Сергея из заключительной части этой статьи: «Хочу ещё раз подчеркнуть, что качественно испортить изображение, это:во-первых – весело, во-вторых – легко, а в третьих - всем доступно.Совершенно бессмысленно тратить деньги на приобретение дорогостоящейтехники для того, чтобы потом с уверенностью копировать всё то, что видишь. Зачем? Ещё Достоевский упрекал художников в ненужном следовании фотографической правде.»
Сергей ВАРАКСИН
Если честно, то я хотел начать эту статью со слов: «За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе...». Потом я вспомнил, что где-то уже слышал этот пафосный зачин. Ну, уж нет! – сказал я себе. Мы люди простые, циничные, поэтому и начнём по-нашему, по-бразильски –опять шутить будем.
В статье «
О натюрморте в шутку и всерьёз», в шутку и всерьёз было сказано, что начинать надо издалека, с идеи. Так вот теперь я хочу сказать, что с идеи можно пикировать не только нанатюрморт, но и на любой другой жанр фотографии. Как это делать? А взять, да и что-нибудь испортить. Вот, например, резкость.
Что пишут о резкости? О резкости пишут книги. Некий Брюс Фрейзер написал труд: «Усиление резкости фотографий в Adobe Photoshop». А сотрудники Массачусетского технологического института пошли ещё дальшеи разработали алгоритм, восстанавливающий резкость размытых фотографий,снятых дрожащей камерой. Вы читали, что говорят о резкости на фотосайтах? На фотосайтах говорят: «Резкости мало не бывает!». Кричат:«Помогите! По краям мылит!». Или: «На широком угле мылит!». Или вообще:«Мыло на всех фокусных!». Прости, господи.
А если взять, да и послать сотрудников Массачусетского института к чёрту? Да запросто! Во-первых: сотрудники об этом не узнают. А во-вторых: среди самих фотографов затесалась «пятая колонна». Один из этих «отщепенцев», Картье Брессон, писал: «Я с иронией отношусь к идеям некоторых лиц, использующих фотографические технологии, отличающиеся неумеренным стремлением к четкости изображения, к супер-резкости, тщательной вылизанности картинки». Он ещё сказал: «Резкость – буржуазный предрассудок», а его друг Роберт Капа добавил: «Рука фотографа должна слегка дрожать». Капа вообще считал, что «если снимок получился достаточно резким, значит, ты был далеко от события». Никто не мешает пойти по скользкому пути классиков. Но как снимать не резко, если вы уже потратили кучу денег на приличный объектив? А будем отыгрывать назад, так сказать, пешком к природе.
Холодной зимой 2007 года сидел я на кухне моей тёщи в Эстонии, пил чай, и читал «Хайку» Мацуо Басё. «Парят снежинки... Густой пеленою... Зимнийорнамент...» - шептал я, смотрел в окно и листал странички потрёпанной книжки. За окном шли люди, силуэтами на белом снегу. «Им бы сейчас, попивая сакэ, любоваться дивной картиной, - нет, бродит зачем-то народ, топчет на улицах снег» - подумал я словами из «Танка» Таясу Мунотэкэ. А что, если снять свои «Танка», или, хотя бы «Хайку»? Я взял с полки камеру и высунулся в окошко: (Фото 1 - 6). Обратите внимание навыдержку – 1/6 секунды. Это оптимальный вариант. Но, если вы всю ночь не спали, то можно и 1/8 попробовать, а объектив лучше взять побольше (и подешевле), что-нибудь с фокусным миллиметров триста-четыреста,чтобы изображение само подпрыгивало от восторга.
Фото 1. Братья Гримм
Фото 2. Чукотка
Фото 3.Красный
Фото 4. Хоккей
Фото 5. Зима
Фото 6. Фигурное катание
Конечно, то, что получилось, далеко от того, что мы видим в реальности. Но, ещё Хосе Ортега-и-Гассет, размышляя о дегуманизации искусства,говорил: «Художник-традиционалист, пишущий портрет, претендует на то,что он погружен в реальность изображаемого лица, тогда как в действительности живописец самое большее наносит на полотно схематичный набор отдельных черт, произвольно подобранных сознанием, выхватывая их из той бесконечности, каковая есть реальный человек. А что если бы, вместо того чтобы пытаться нарисовать человека, художник решился бынарисовать свою идею, схему этого человека? Тогда картина была бы самой правдой, и не произошло бы неизбежного поражения». Спасибо товарищу Хосе. Мы не стали копировать реальность, мы «нарисовали» идею иизбежали поражения.
Испортить приличную картинку легко и другими разными способами.Можно просто поснимать из окна троллейбуса: (Фото 7 - 8). А можно, наоборот, в окно троллейбуса с улицы: (Фото 9). А ещё лучше, как мы уже знаем, специально поставить стекло перед объективом. Ведь нельзя же всёвремя ездить в троллейбусе: (Фото 10 - 17). Если стекло очень грязное, то мыть его не обязательно: (Фото 18). А лучше его совсем измазать желатином сверху до низу: (Фото 19 - 21). Если стекло родное, оконное, то и на улицу выходить не надо. Можно лупить прямо из комнаты: (Фото 22). Но, в принципе, можно побегать и по улице (Фото 23). Тоже неплохо получается, «ниреско». Носить стекло с собой, конечно, тяжело, особенно тащить куда-нибудь в Египет или Турцию, но если у вас есть жена, то нет проблем, как говорится.
Фото 7. Аничков мост
Фото 8. Город Таллин
Фото 9. Pозовый троллейбус
Фото 10. Арбуз перед грозой
Фото 11. Грачи улетели
Фото 12. Кубанские казаки
Фото 13. Дым
Фото 14. Вихри враждебные
Фото 15. Июльское утро
Фото 16. Пузыри
Фото 17. Маруся отравилась
Фото 18. Тоскливый зимний вечер в маленьком городке
Фото 19. Подводный супрематизм
Фото 20. Малевич
Фото 21. Карандашная фабрика
Фото 22. Мама мыла раму
Фото 23. Весна на Крюковом канале
В статье «О натюрморте в шутку и всерьёз» я рассказывал, что гнуть предметы можно не только через стекло. Можно снимать и отражения в пластине глянцевателя. Вот так примерно: (Фото 24- 25). Это очень хороший способ поиздеваться над изображением. Теперь посмотрите на свою грудь. Если вы видите татуировку со словами: «Яму копай только руками, даже если поранишь их до крови», то можно смело гнуть картинку даже в зеркалах: (Фото 26). Но если не забивать голову Карлосом Кастанедой, то в банальном фотошопе гнуть предметы легче лёгкого. Один клик мышкой и «брюки превращаются в элегантные шорты»:(Фото 27 - 28). Заметьте, это не какие-то сложные фотоманипуляции.Кто-нибудь помнит ещё писателя Пришвина? Он утверждал, что «всякая форма рождается и даже непременно рождается она в труде, в туге и даже мучениях». Забудьте. Сидение часами за компьютером - это не наш метод.Это, именно: «Ап!» – шедевр, готово.
Фото 24. Цирковая
Фото 25. Синяя бутылка
Фото 26. Клонирование
Фото 27. Абсент
Фото 28. Вино из одуванчиков
Что ещё сделать для качественной порчи изображения? Купить на барахолке копеечный среднеформатный фотик. Киев-6С – отличный вариант, 500 рублей со штатным объективом. Открываем на всю катушку диафрагму и получаем крошечную глубину резкоизображаемого пространства: (Фото 29 - 30). Красный фильтр Лыткаринского завода вообще ничего не стоит, но солнечный день с его помощью исчезает и появляется лунная ночь: (Фото 31). Если к старичку Киеву найти ещё и фишай (он тоже стоит недорого), то обычную песочницу можно превратить в остров Пасхи (Фото 32), а коробку из-под обуви в чёрную комнату: (Фото 33). Кстати, фишаем тоже можно неплохо гнуть предметы: (Фото 34 - 35). И кросс-процесс попробовать «в квадрате» также интересно: (Фото 36). Конечно, далеко с таким прибором не уйдёшь. 3 (три) килограмма с призмой и фишаем. Поэтому в кармане всегда должна быть мыльница, или мобилка с фотоаппаратом. Чтобы ничего не упустить. Такую вот афишу: (Фото 37). Такую очередь: (Фото 38). Такие выборы: (Фото 39). Такого Ленина: (Фото 40). Такой автобус: (Фото 41). Такой натюрморт: (Фото 42). Или такой Макдональдс: (Фото 43). И ничего, что мыльница, зато всё снято!
Фото 29. Алфавит
Фото 30. Зебра
Фото 31. Лунная ночь на Днепре
Фото 32. Остров Пасхи
Фото 33. В чёрной-чёрной комнате
Фото 34. Проявитель-закрепитель
Фото 35. Пьяная колба
Фото 36. Яичница
Фото 37. Афиша
Фото 38. Очередь
Фото 39. Выборы
Фото 40. Цап!
Фото 41. Автобус
Фото 42. Какао
Фото 43. Макдональдс
Конечно, в наше прекрасное время развитого до умопомрачительных высот капитализма любой дебил может купить себе приличный цифровик, типа 400D. Осталось взять у знакомых напрокат ребёнка, и сделать вот такую неплохую карточку: (Фото 44). Но, согласитесь, гораздо интересней достать с полки дедушкин ФЭД-3 и снять карточку намного лучше: (Фото 45), а на вырученные таким образом деньги купить жене сапоги. А если у вашей бабушки в кладовке завалялся панорамный «Горизонт»? Тогда быстрее заряжайте плёнку: (Фото 46 - 48).
Фото 44. 1 мая
Фото 45. Сказки
Фото 46. Жёлтый шарик
Фото 47. Камыш
Фото 48. Подворотня
Это было лирическое отступление. Продолжим. Элементарно испортить хорошую фотографию можно мультиэкспозицией. В далёком от нас 1967 году в издательстве «Искусство» вышла книжка «Занимательная фотография». Б.Ф.Плужников,автор книжки, пишет: «Нельзя беспорядочно нагромождать одно изображение на другое. Необходимо предварительно наметить будущую композицию кадра, которую и принять в качестве основы для всей дальнейшей работы». Ну, понятно, во времена повального атеизма и веры в человеческий разум можно было часами думать о композиции. Мы с вами, слава богу, не в шестьдесят седьмом году, и в человеческий разум верить - дураков, как говорится, нету. Отщёлкав плёночку - бросаем в холодильник. Через полгода там таких уже штук тридцать накопилось, а мы совсем забыли, что снимали. Теперь можно спокойно, перекрестясь, естественно, одну из кучи выбрать и зарядить ещё раз в фотоаппарат. Опять снимаем, проявляем, смотрим, что получилось. Ничего не получилось? Как бы не так! «Есть многое на свете, друг Горацио, что не доступно нашим мудрецам» - сказал ещё один классик, но не будем делать тут ему рекламу: (Фото 49 - 55).
Фото 49. Видеть и слышать
Фото 50. Сон
Фото 51. Чёрного кобеля
Фото 52. Гулять хочется
Фото 53. Шёпотом
Фото 54. Клуб одиноких сердец
Фото 55. Алиса
Кстати, сразу родилось ещё одно предложение. Зачем вообще смотреть в окуляр фотоаппарата? «Фотограф, подобно акробату, должен пренебречь законами вероятного и даже просто возможного» - пишет Ролан Барт в «Camera luсida». Попробуем лупить «отпуза», не жалея чешской плёнки Foma, а потом её ещё раз заряжаем. А потом ещё раз. «Чтобы попасть в цель, фотограф должен сам стать целью»- говорил, вдохновленный учением дзен, Картье-Брессон, стрелок из лука. Настреляли, теперь посмотрим: (Фото 56 - 62). Как ни странно, но получаются отличные вещи, совершенно удивительные, я бы сказал. Хотя, если подумать – то, что же в этом странного? Мы просто переложили ответственность с себя на Бога, а он-то, ясен пень, не подкачает! Ни один волос не упадет с головы человека без воли божьей. А тут не волос, тут целая фотография. Кто-то спросит: «А цель? Цель такой фотографии?».Отвечаю словами того же Ролана Барта: «Фотография становится «изумительной» с того момента, когда перестают понимать, с какой, собственно, целью она была сделана».
Фото 56. Штрафной
Фото 57. Палата #6
Фото 58. Гиперболоид
Фото 59. В речку мячик
Фото 60. Когда качаются фонарики ночные
Фото 61. Мне лаяла собачка белая
Фото 62. Трещина
Ну а вывод какой? А вывод простой: небойтесь снимать, не глядя в видоискатель! Помните, когда вы туда глядели, у вас всё равно ничего хорошего не вышло.
Если же вы не в состоянии побороть себя и свои комплексы и, смущаясь, всё-таки подглядываете за тем, что происходит в окуляре фотокамеры, слушайте следующий совет.
Совет: да берите всё, что вам не нравится, включите random инакладывайте друг на друга в фотошопе. Тупо, конечно: шлёп, шлёп, шлёп, шлёп… WOW! Что-то получилось: (Фото 63 - 68). А сканер у вас есть?Тогда можно кадры складывать вручную. Кирпич на кирпич, получился «бутерброд»: (Фото 69 - 70).
Фото 63. Хлопай ресницами
Фото 64. В глаза смотреть!
Фото 65. Мечта
Фото 66. Опиум курить
Фото 67. Птицы
Фото 68. Незнакомка
Фото 69. Убийство на улице Морг
Фото 70. Хичкок
Если всё написанное покажется вдруг сложным... Я понимаю, вряд ли. Но, чем чёрт не шутит? Мультиэкспозиция какая-то, выдержки, панорамные фотоаппараты… Да можно вообще не заморачиваться, а просто взять и махнуть рукой на объективы. Вернее, все объективы мы выкидывать не будем, один оставим – Гелиос 44. Он стоит три рубля за кучку, его не жалко, поэтому выбросим из него все внутренности, кроме одной передней линзы. А переднюю поставим задом наперёд. Это всё равно как постучать по дереву три раза, или сложить пальцы крестиком, на всякий случай то есть. Вы догадались правильно. Мы сделали монокль. На самом деле, рисунок монокля ужасен. Он состоит из сплошных оптических искажений, над исправлением которых целые институты работают. Но мы-то ждать не будем, пускай японцы работают. Мы будем снимать моноклем, простейшим объективом, состоящим из одной единственной линзы. Все эти аберрации и прочие недостатки, присущие такой конструкции, мы обратим в достоинства. Пускай у нас будет свой, неповторимый, хоть и не совсем правильный рисунок. Такой вот, например:(Фото 71 - 76).
Фото 71. Лошадь
Фото 72. Утиная охота
Фото 73. Гавана
Фото 74. Облако
Фото 75. Ушла
Фото 76. Волейбол
Кстати, если одна только мысль опредстоящей разборке Гелиоса уже приводит вас в отчаяние, то можно просто купить себе однолинзовую «Хольгу». «Хольга»! У меня мурашки бегут по телу, и в животе становится тепло, когда я думаю о ней. Я перевязываю её изолентой, чтобы у неё не отвалилась крышка, я целую её в хрустящую чёрную пластмассу, дышу в её единственное стёклышко и аккуратно протираю его штаниной перед выходом на съёмку. Какие необыкновенные возможности у этой китайской мыльницы за 20 долларов! Её можно бросать друг другу, обливать пивом, даже играть ей в футбол вместо мяча. Её можно оставить на скамейке в парке, и через неделю она будет ждать вас на том же самом месте. Согласитесь, это удивительный аппарат! Кроме того, ей можно даже фотографировать. В это трудно поверить, но она сама делает красивые снимки с художественным затемнением по углам. Нам даже думать тут не нужно, и даже вредно. Сам Майнор Уайт, создатель журнала Апертура, считал, что «сознание фотографа должно быть совершенно чисто в момент съемки». Всё, что от нас требуется, это нажимать на кнопку: (Фото 77 - 78). Можно даже несколько раз подряд нажимать (Фото 79 - 81). А если камеру ещё и повертеть в процессе нажимания, то настоящий креатив вам гарантирован:(Фото 82 - 86).
Фото 77. Один дома
Фото 78. Автомобиль, скрипка и собака Клякса
Фото 79. Пазл
Фото 80. Дельфинарий
Фото 81. Помидоры
Фото 82. Футбол
Фото 83. Петербург
Фото 84. Пускали пузыри
Фото 85. Скамейка
Фото 86. Одуванчики
И, наконец, уффф… мне даже жарко стало, давайте, всё-таки, покончим с объективом, хоть он из одной линзы и та из пластика. Да ну его совсем! Смотрите, вот пинхол - ящик с дыркой,стоит меньше ста долларов, весит всего каких-то 200г, влезает в карман ветровки. Штатив иметь необязательно. В качестве подставки подойдёт доска, кирпич, торчащий из воды камень, бордюр, забор, да всё, что угодно, можно просто на землю положить. Если у вас ещё и руки неожиданно растут из правильного места, то ящик можно сделать самому.Способ изготовления подробно описан гениальным японцем Кобо Абэ: «Материал: Пустой ящик из гофрированного картона – 1. Кусок полиэтилена(полупрозрачного) – 50х50 см. Клейкая лента (водоотталкивающая) – примерно 2 метра. Инструмент – перочинный нож. Чтобы быть надлежащим образом одетым для улицы, необходимо, кроме того, обеспечить себя тремя кусками плотной ткани и одной парой резиновых сапог».
Это была, конечно, шутка. Самое главное в правильном пинхоле то, что в него ничего не видно. Видоискателя-то нет, и получить осмысленное изображение можно только чудом. Но нам ведь именно оно и нужно! Мы же не ищем лёгких путей. Или наоборот? Ну, да неважно. Как пишет Максим Кантор (говорят, что это один из самых востребованных в мире сегодняшних российских художников): «Искусство становится искусством при возникновении чего-то иррационального. В результате работы должно случиться чудо, тогда произведение оживет». Вы не поверите, но чудо случается довольно часто: (Фото 87 - 93).
Фото 87. После дождя
Фото 88. Бредбери
Фото 89. Море
Фото 90. Форт
Фото 91. Тридцать восемь
Фото 92. Хэнде хох!
Фото 93. Всё будет хорошо
А если у вас вообще нет никакого фотоаппарата? Нереально, конечно. Но вдруг? И это не страшно. Ведь сканер - то у вас есть. Берёте несколько салатниц и «художественно» раскладываете их под его крышкой: (Фото 94).
Фото 94. Рыба
Хочу ещё раз подчеркнуть, что качественно испортить изображение, это: во-первых – весело, во-вторых – легко, а втретьих - всем доступно. Совершенно бессмысленно тратить деньги на приобретение дорогостоящей техники для того, чтобы потом с уверенностьюкопировать всё то, что видишь. Зачем? Ещё Достоевский упрекалхудожников в ненужном следовании фотографической правде. Он так и говорил: «Реальное воспроизведение действительности ровно ничего нестоит, а главное - ничего и не значит. Такая художественность нелепа».А Виктор Шкловский в 1919 году писал: «Изобразительные искусства не имели целью изображение существующих вещей; целью изобразительных искусств было и будет создание художественных вещей – художественной формы».
Наше дело правое. Как учит Сюзанн Зонтаг: «Все в мире существует для того, чтобы быть запечатленным на фотографии». Пробуйте. Снимайте всё подряд. И портите легко и с удовольствием. И ничего не бойтесь.
2008 © Сергей Вараксин
Комментарии
Подписаться