Фотография — демократичное искусство или профессия для избранных?
По-моему, более демократичной профессии нет. Если вы известный художник, вы сделаете мазок — и он будет иметь ценность потому, что все знают, чей он. А если никому не известный фотограф сделает удивительную фотографию, которую пожилой мастер сделать уже не может, это будет не в пользу именитого мастера. Здесь легче всего завоевать позиции молодым. Где угодно можно говорить, что вот старики не пускают, а здесь этого нет. Ты приходишь в элиту, если добился чего-то сам, не по блату.
А как вы относитесь к любительской фотографии?
Это более чем фотография. Профессиональная фотография — не всегда искусство. Вот Картье-Брессон говорил, что он любитель, потому что делает то, что хочет. Называя себя любителем, вы моментально избавляетесь от зависимости профессии. Все хорошие фотографы в этом смысле любители. А человек, который кончил институт, который может воплотить любую идею, сделать любой заказ, — он к искусству может не иметь отношения. Он имеет отношение к искусству воплощать заказ.
Почему фотография именно сейчас пользуется такой популярностью?
Потому что это самый легкий способ быстро достичь результата. Для всего остального нужно долго учиться, а фотография — очень доступная, моментальная вещь. И слава богу.
То есть это искусство для ленивых?
Да, но ленивых-то много, конкуренция огромная. В любом искусстве есть техническое профессиональное совершенство, а есть момент, когда результат уже — ваша личность, и это надпрофессиональное.
Вы объездили весь мир. Есть фотогеничные и нефотогеничные страны?
Все зависит от того, что для вас фотогеничность. Если вы хотите создать крутой репортаж, где драйв идет, и для вас фотогеничность — это некая эксклюзивность, то какая-нибудь драка— самое фотогеничное. Есть, конечно, общепризнанная привлекательность, но чем очевиднее красота, тем банальнее все получается. Вот фотогеничное место — Венеция, но она уже миллион раз сделана, и тем сложнее преодолеть стереотипы.
А Россия — хорошее место для фотографа? Или лучше, как вы, жить во Франции?
Мне кажется, человек, который задает этот вопрос, ответит на него так: мне лучше жить там, где меня нет. Любое место — это место. В России сейчас идет большой подъем, много выставок. В моей молодости был ноль информации, никто не знал ни о ком, а сейчас и школы есть, и деньги появились, и агентства есть, и журналы платят не меньше, чем на Западе.
Почему же тогда вы в «Магнуме» единственный русский фотограф?
А это не ко мне вопрос. Я не считаю себя выдающимся фотографом, я нормальный, обыкновенный. Просто есть такой парадокс: в музыке у нас Шостакович, в балете — Нуреев и Барышников, в кино — Тарковский, в литературе — Достоевский… А в фотографии нет ни Шостаковича, ни Барышникова. Хотя Барышников, кстати, неплохо фотографирует.
© журнал «Русский репортер», http://www.rusrep.ru/2007/23/interview_georgiy_pinhasov/
Страничка Георгия Пинхасова на сайте «Магнума»
Георгий Пинхасов — не тот фотограф, о котором хочется говорить какие-то слова. Он настоящий художник.
Комментарии
Подписаться