В конце сентября 1921 года, после тяжелых жизненных потрясений и полных невзгод скитаний, Михаил Афанасьевич Булгаков "приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда".
Его Москва - город необыкновенный, а главная дверь в необыкновенную Москву - Арбатская площадь. Сверните здесь в любой переулок, войдите в любой двор, поднимитесь по любой лестнице, постучите в любую дверь, расспросите любого, кто вам откроет, и вы с первой же попытки обнаружите хвостик настоящей большой тайны
Здесь и скандальное "Варьете", и "Грибоедов", детский сад "Золотая рыбка"; в Малом Козихинском переулке у адвоката Коморского созвал Булгаков ужин в честь прибывшего из-за границы Алексея Толстого, в Южинском переулке проводила свои скорбные дни сестра писателя Вера, на Малой Бронной в доме 32, кв. 24 у Ляминых происходили события, описанные Булгаковым в рассказе "Спиритический сеанс"; там же жили друзья Булгаковых Крешковы; на площади Маяковского у машинистки Ирины Сергеевны Раабен печатал писатель свои первые московские строки; заглядывал Булгаков и в расположенное рядом казино; на улице Герцена, 46 - некоторое время жил.
"...Вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела под собою не лесную тьму, а дрожащее озеро московских огней. Черная птица-шофер на лету отвинтил правое переднее колесо, а затем посадил машину на каком-то совершенно безлюдном кладбище в районе Дорогомилова". (Этого кладбища теперь нет. Там протянулся просторный Кутузовский проспект). Очень скоро Маргарита поднималась уже по невидимой бесконечной лестнице квартиры № 50 дома 302-бис, той самой квартиры, которую Степа Лиходеев "занимал пополам с покойным Берлиозом в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на Садовой улице. Надо сказать, что квартира эта - № 50- давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией
Всего здесь не только не рассказать, но и не перечислить. Отметим особо, что на Большой Садовой, 10, кв. 50 было первое московское жилье Булгакова. Писатель со своей первой женой Татьяной Николаевной Лаппа жил в этом доме с конца сентября 1921 до осени 1924 года. Быт московской коммунальной квартиры оставил у Булгакова тяжелое впечатление, о чем можно судить по его произведениям "Самогонное озеро", "№ 13-дом Эльпитрабкоммуна" и др. Описана квартира и в романе "Мастер и Маргарита".
Мы знаем это место. Часто приводим туда знакомых, показываем. Нередко видим, как и другие, иногда с книжкой в руках, восстанавливают маршрут трамвайного пути. Место-то есть, а вот был ли трамвай?
Сообразив, что это ненавистный профессор "пристроил" Берлиоза под трамвай, Иван бросился за преступной тройкой в погоню. "Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах". Патриарших переулков было два - Большой и Малый. Четыре выхода с пруда ведут: два на Малую Бронную, один в Ермолаевский, и еще один в пересечение Большого и Малого Патриарших. Значит, именно туда двинулась погоня. "Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке". "Не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот..."
Тут, как мы знаем, преступники стали уходить врассыпную, и дальше Иван погнался за одним лишь профессором. "И двадцати секунд не прошло, как после Никитских ворот Иван Николаевич был уже ослеплен огнями Арбатской площади". Чувствуете, куда мы вторгаемся? Арбатская площадь - главная дверь московских тайн! Но именно теперь, как ни парадоксально, нам следует не искать эти тайны, а увертываться от них, иначе - конец, нам отсюда не выбраться, а погоня уходит.
Однако погоня продолжается. "Через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях амфитеатра Москва-реки". Река здесь действительно рядом, а вот ступенек-то не оказалось. Единственный в этом районе спуск к воде расположен у плавательного бассейна "Москва", но до него от Савельевского переулка далековато. Пришлось выяснять, как выглядела набережная в те годы. Среди тысяч фотоснимков буквально чудом удалось найти фото 1937 года, где был запечатлен несохранившийся каменный спуск к воде на Кропоткинской набережной. При выезде на место выяснилось, что спуск располагался точно на линии Савельевского переулка. После злополучного купания обокраденный Иван пробирается арбатскими переулками к "Грибоедову", где без сомнения прячется иностранный консультант.
Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой". Здесь Булгаков уютно разместил МАССОЛИТ, возглавлявшийся погибшим под трамваем Берлиозом. Называли дом просто "Грибоедовым" на том основании, что там якобы жила тетка знаменитого писателя, за что сам Булгаков, впрочем, не ручается.
Имел ли в виду автор какое-то определенное здание? Скрывается ли что-то за словом "МАССОЛИТ"? Полистаем книгу. В сторону центра по Тверской в "Грибоедов" едет поэт Рюхин. У памятника Пушкину грузовик делает поворот, и Рюхин "не более чем через две минуты" выходит на веранду "Грибоедова". Поворот мог быть сделан направо, на Тверской бульвар, и налево, на Страстной. Машина прошла в непосредственной близости от памятника. Значит, налево, на Страстной? Ничего подобного.
В то время памятник Пушкину стоял на другой стороне площади, напротив, если так можно выразиться, самого себя. Следовательно, поворот был сделан на Тверской бульвар. Теперь очень кстати оказывается реплика Бездомного: "Дважды хотели задержать, в Скатертном и здесь, на Бронной". Область поиска свелась к минимуму. Это правая (от Тверской) сторона Тверского бульвара
Мансуровский д. 9 Подвал Мастера.
С какой стороны Арбата находился особняк, с правой или с левой? "Она пересекла Арбат, поднялась выше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами". Итак, чтобы попасть к театру, ей пришлось пересечь Арбат, значит, особняк находится с противоположной стороны. Театр на Арбате только один - театр Вахтангова, и стоит он на правой от центра стороне Арбата, значит, искать надо в переулках, расположенных слева от Арбата. Разделим эти переулки пополам и попробуем определить, в какой части надо искать: ближе к центру или ближе к Садовому кольцу? Чтобы попасть в переулок, на углу которого стоит театр, Маргарита проплыла мимо здания театра, следовательно, она летела от центра. Отпало уже три четверти переулков. Еще мы знаем, что искомый переулок третий от Арбата. Отбросим тогда все первые, вторые и четвертые от улицы Арбат переулки. Осталось всего три: Большой Власьевский, улица Танеевых и переулок Аксакова. Теперь можно было бы просто пройтись по ним и поискать особняк, но за сорок лет он мог быть снесен или до неузнаваемости перестроен.
Это недалеко от "Дома на Спасо". Смоленский рынок занимал большую площадь на перекрестке Арбата и Садового кольца, а Торгсин ("торговля с иностранцами") располагался в светлых залах нынешнего гастронома № 2 на углу Арбата, д. 54/2, что хорошо видно на довоенном снимке этого огромного для тех времен здания
На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев
Свой последний след в Москве герои романа оставляют на Ленинских (Воробьевых) горах, и след внушительный. Рядом с Маргаритой от свиста Фагота "с корнем вырвало дубовое дерево, и земля покрылась трещинами до самой реки. Огромный пласт берега, вместе с пристанью и рестораном, высадило в реку. Вода в ней вскипела, взметнулась, и на противоположный берег, зеленый и низменный, выплеснуло целый речной трамвай с совершенно невредимыми пассажирами". Мастер прощался с Москвой, "глядя на раскинувшийся за рекою город с ломаным солнцем, сверкающим в тысячах окон, обращенных на запад, на пряничные башни Девичьего монастыря
Комментарии
Подписаться