Фотографы, оставьте в покое трепыхающихся моделей в цветастых платьях, отвернитесь от малюющих лица визажистов, забудьте про то, что есть цифры, мониторы в миллионы разноцветных точек, выжатые эмоции, ебанистические концепции, нелепый эротизм и прочие потуги.
Посмотрите на людей, наконец уже.
Что может быть увлекательнее для фотографа (а сегодня фотограф – каждый), чем изучать, присматриваться, отождествлять, искать общее, понимать другого, совершенно, быть может, незнакомого человека?! Эти взгляды, и складки на одежде, и сама одежда, и выражения губ, и пятна на коже, и «выражения» рук, и фон, и земля под ногами – все образует такую дичайшую уникальность и непосредственность! На это дело не жалко положить и дни, и ночи, и годы, и жизнь – лишь бы узнать поближе людей, а вместе с ними, если повезет, себя.
30 лет Август Зандер фотографировал людей. Делал это осознанно, старался убрать все напускное, оставить реальное. Со своей целью – создать собирательный всесторонний фотографический портрет всего общества и поставить заголовок над ним «Люди 20 столетия» («Menschen des 20 Jahrhunderts”).
Август, конечно же, родился в Европе. В семье плотника, в городе Гердорфе, что неподалеку от Кельна, в 1876 году. Город Кельн, его пригород, регион Вестервальд стали отправной точкой, с которой Зандер начал свой масштабный проект.
В 1907 году Зандер писал, что его труд как фотографа нацелен на то, чтобы «сохранить все характерные черты, которые обстоятельства, жизнь и время наложили на лицо».
Он фотографировал всех: мужчин и женщин, богатых и бедных, революционеров и художников, чернорабочих и профессионалов, коммунистов и социал-демократов, цыган и детей, художественную и социальную элиту. Завершали этот своеобразный каталог «последние люди» - умственно отсталые, больные и немощные.
Техника фотографии предполагала съемку людей в плоском свете, и Зандер не предпринимал ни малейшей попытки, чтобы хоть как-то улучшить изображение. Затем печатал неотретушированные снимки на глянцевой бумаге, чтобы показать все детали. «Я не ставлю перед собой задачи раскритиковать людей, но создаю часть истории с помощью моих снимков», — так писал он впоследствии.
Книга фотографий Августа Зандера «Люди 20 столетия» - один из любимых фотоальбомов дизайнера одежды Йоджи Ямамото. Его слова далее.
«На этих фотографиях меня интересуют в первую очередь лица. По ним зачастую понятно, как человек жил, какая у него профессия. Говорящие лица. Я любуюсь этими лицами и этой одеждой».
«А сегодня, глядя на прохожих в городе, я редко могу угадать их профессию – все выглядят одинаково. В те времена по человеку было видно, какая у него деятельность и происхождение. Их лица были их визитными карточками. Одежда четко указывает на профессию и образ жизни человека. Я получаю удовольствие – сначала смотрю на лицо и одежду и представляю, кем бы мог быть этот человек. Затем читаю подписи, чтобы проверить свою догадку. Иногда угадываю, иногда нет. В любом случае мне нравится вот так гадать. Мне нравятся эти фотографии».
Думаю, больше всего в этой книги Йоджи Ямамото нравится снимок молодого цыгана. Не только из-за его костюма, но и из-за потерянного взгляда его глаз. И руки в кармане.
В тексте использована информация с сайта foto-video.ru, а также из фильма Вима Вендерса «Записки об одежде и городах».
Комментарии
Подписаться