Французский фотограф Шарль Фреже делает студийные портреты людей, отчётливо отнесённых к определённым социальным группам через их униформу, будь то Lonsdale или повязка сумоиста. Зачастую к униформе добавляется характерный фон: солдат позирует на фоне блеклого пейзажа, садовник стоит перед фотообоями с теплицей, а у его ног нариованные горшки путаются с бутафорскими. Камера срабатывает в тот самый момент, когда герой снимка ещё смотрит в объектив, но внутри модели уже начался какой-то эмоциональный или мыслительный процесс, который позволяет ей забыть о том, что её фотографируют и открыться, но только совсем чуть-чуть, так, чтобы зафиксированным осталось лишь общечеловеческое, но не индивидуальное.
Снимки напоминают о двух школах классической студийной фотографии. Собственно изобразительная компонента отсылает к той, что всем знакома: почти каждый, оканчивая школу, унёс свой сделанный в подобной технике, разве только менее профессионально, портрет. Концептуальная же сторона относится вообще к эпохе долгих выдержек и дореволюционных фотоателье, где каждый желающий гусар мог сфотографироваться на фоне полотна, изображающего поле битвы, и, более того, любой прохожий мог надеть арендованный костюм и притвориться, в рамках одной фотографии, кем угодно - военным или нежной крестьянкой.
Комбинирование этих двух, доведённых до пика отточенности у Фреже, моментов и перенесение их на современность даёт странный эффект. Во-первых, чисто оптическое замешательство зрителя, когда он видит невозможно освещённого человека на фоне пейзажа в полной резкости. Во-вторых, некоторые фотографии становятся похожи на когда-то виденные в Эрмитаже поясные портреты (особенно из серии Palio). Настойчивая типизация персонажей приводит к обратному эффекту: мы начинаем сомневаться, в самом ли деле этот солдат - солдат, или же он просто переоделся в солдата? И наоборот, даже если мы полностью уверены в том, что эта женщина в латах - совсем не Жанна д'Арк, бес противоречия хочет, чтобы мы думали, что это именно она.
Идея "униформы" - единственное, что может отчасти прояснить ситуацию. Когда мы видим милиционера (серия Menti), нам ясно его положение в социальной сетке. Более того, мы можем расшифровать регалии на его погонах. Но никто так и не сможет до конца понять, почему у него именно такая идиотически огромная фуражка.
В принципе, так обстоит дело с любым маркером (фуражка, fred perry, дождевик уборщика). Он становится загадочным, как только он вырван из общепринятого интерпретативного контекста. У Фреже это сделано предельно тонко: снимая в студии и не отделяя человека от его формы, он как будто бы разрушает всю остальную знаковую систему, построенную вокруг в голове смотрящих. Это фотографирование, объектом которого становится всё то, что находится за пределами кадра.
Здесь только выборка, полностью серии вместе с CV и довольно бездарным about какого-то итальянца лежат тут: wym-1246322488704
Комментарии
Подписаться