Картье-Брессон – это отдельная глава в мировой фотографии! Его стиль узнаваем с первого взгляда, ему подражают, им восхищаются, его стыдно не знать человеку, интересующемуся фотографией, человеку, который считает себя близким к искусству.
Анри Картье-Брессон родился 22 августа 1908 г., в Шантлу провинции Иль-де-Франс, Франция. Началось все с малоформатной камеры "Лейка", ставшей популярной в 30-е годы, и впечатлений от снимков Эжена Атже, французского реалиста начала века. По воспоминаниям самого Картье-Брессона, это стало его первым импульсом к творчеству.
Первая выставка фотографий Картье-Брессона прошла в 1933 в Испании. В 1936–1939 он был ассистентом французского режиссера Жана Ренуара. Ощутив горячее дыхание жизни на съемках в Испании в 1933 г., Картье-Брессон решает для себя раз и на всю жизнь: никаких постановок! Он не фантазирует, не изобретает искусственную реальность, оставаясь верным документально-жанровой фотографии.
В 1947 Картье-Брессон с двумя своими друзьями-фотографами - Робертом Капой и Чимом - основал независимое агентство "Магнум Фото" (Magnum Photos).
Анри Картье-Брессон, переживший в свое время увлечение левыми идеями, дважды в своей жизни побывал в СССР. Впервые - через год после смерти Сталина, в 1954 г. И еще раз - в 1972-м. Снимая в тоталитарных государствах, будь то Советский Союз или Китай, многие фотографы поддались тому, что я бы назвал "социальным конструктивизмом". Легко увлечься ритмом и линиями в изображении, когда люди сами выстраиваются в когорты и маршируют в ногу с одинаковыми транспарантами. В фотовпечатлениях Картье-Брессона больше сочувствия, чем иронии: женщины в одинаковых бесформенных пальто и в противных мохеровых шапках, которые все тогда носили... Они толпятся у прилавка, рассматривая сумочку. Снимок вызывает жалость и грустную улыбку.
В последние годы своей жизни Анри Картье-Брессон не давал интервью и не фотографировал. Созданный им образ безумного человечества безошибочен и неповторим. Он запечатлевал его с любовью, не жалея пленки, остро чувствуя, что "удел фотографа - непрерывно исчезающие вещи. И когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться".
Анри Картье-Брессона называют одним из величайших фотографов двадцатого века. Считается, что во многом благодаря ему фотография превратилась из хобби в престижную профессию. Главным профессиональным качеством он считал умение "поймать уникальный момент". Многие из его работ критики называют неповторимыми. Почти все его фотографии выполнены камерой “Лейка" с обычным 50-мм объективом. Анри Картье-Брессон скончался во Франции, 4 августа 2004 г., в возрасте 95-ти лет.
Некоторые ссылки:
http://www.henricartierbresson.org/
http://seance.ru/blog/moment-bresson/
Были использованы:
Комментарии
Подписаться