О стремительном развитии фотобанков, фотостоков и их влиянии на профессиональную фотографию.
В бизнесе существует понятие «демпинг» — это удар ниже пояса, когда занижение цен одним из игроков рынка влечет за собой тяжелые последствия для остальных его участников. Именно это происходит сейчас с фотографией.
Если представить, сколько во всем мире или даже просто в каждом большом городе существует периодических изданий, где каждая полоса сопровождается иллюстрациями, то несложно предположить, насколько большой спрос на фото.
Но помимо ведущих изданий, которые могут позволить себе дорогие съемки или фанзинов с оригинальными работами друзей-фотографов, существует огромное количество изданий, где иллюстрациям не придают такого значения. В этом случае непростая работа фотографов и участников съемок (ассистентов, моделей) оказывается совершенно невостребованной. Все что нужно такому изданию — это подписка в фотобанке и фоторедактор, способный выбрать из миллионов картинок подходящую.
До недавнего времени профессиональные фотографы не испытывали проблем с фотобанками. Напротив, для фотографа фотобанк был хорошим фрилансом, позволяющим получать хоть и не значительный приток денег, но зато достаточно регулярный.
С массовым распространением цифровых камер даже любители смогли делать достаточно хорошие картинки. А массовые фотохостинги начали объединяться с фотоагентствами. Журналисты New York Times изучили эту проблемы и выяснили, как фотобанки помогают одним, обделяя при этом других.
Две истории, которые рассказывают репортеры New York Times иллюстрируют два различных видения ситуации — непрофессиональным фотографам приятно получать хоть какие-то деньги за красочные однотипные пейзажи, счастливые улыбки детей, морды собачек и кисок, но из-за этого страдают профессиональные фотографы, потратившие уйму времени на фото-математику, которые в виду этих перемен стали не востребованы. И в то время как сотня любителей будет радоваться упавшему на счет доллару, фотограф не получит и 100 долларов за свою работу.
- Результаты запроса «smile» на Getty Images
Этот виртуальный рынок развился до невероятных масштабов — теперь практически на каждом хранилище фотографий вроде Flickr (который после контракта с Getty Images в 2008 году стал одним большим фотобанком) или Deviant Art, многие работы, выкладываемые пользователями, можно приобрести. Но не перестает ли тогда фотография быть профессией, если каждый человек без особых знаний и способностей может взять в руки фотоаппарат и сделать тысячу невнятных снимков, и на каждый поисковый запрос клиент получит множество вариантов изображений?
Фриланс-фотограф из Вирджинии, для которого фотография является единственным способом обеспечивать семью, рассказывает о том, что работа с журналами крайне непостоянна, поэтому ему приходилось совмещать ее с рекламными и художественными съемками, но теперь даже такой возможности нет — всем хватает изображений из фотобанков.
- Результаты запроса «sleeping cat» на Getty Images
А вот Шэрон Пруит (D.Sharon Pruitt), сороколетней жене военного и матери шести детей, фотобанки напротив помогают держаться на плаву. Из-за постоянных переездов, связанных с работой мужа, у нее не было возможности иметь постоянную работу и тогда ей помог фотоаппарат Kodak за 99 долларов и Flickr, куда она начала выкладывать свои работы. После их публикации она получила предложение от стокового фотобанка Getty Images, с помощью которого она ежемесячно получает деньги за лицензию на использованные фотографий. По ее словам, иногда этих денег хватает значительно больше, чем на поход в ресторан всей семьей (в то время как несчастные профессионалы сетуют на отсутствие заказов).
Вот что говорит об этом Katrin Eismann, руководитель программы по цифровой фотографии School of Visual Arts (Нью-Йорк): «Фотограф может пойти на ралли или демонстрацию и может сделать свою работу так, как могут это сделать лишь десять человек или сделать такой же снимок как и 1000 других людей — это большая разница. Я не очень доверяю любительскому взгляду на важность визуальной коммуникации».
На это вышеупомянутая Шэрон Пруит заявляет обратное: «Я никогда не имела дела с традиционными фотографическими правилами просто потому, что я их не знаю, я никогда не училась в школе фотографии, никогда не занималась на курсах. Люди не знают правил, они просто делают то, что им нравится и другим людям это тоже нравится».
Каждое из этих противоречащих суждений заставляет задуматься над тем, имеет ли фотография шанс остаться видом искусства или все это превратится в один большой фото-конгломерат. Конечно, мировые имена, которых могут выписать для съемки на другой континент, это не затронет, но вероятно, что с фотографией может произойти то же самое, что и с модой — среднему классу не останется места, останется незначительное количество «люксовых» фотографов, а остальное место займет фото-ширпотреб.
Комментарии
Подписаться