Across the waters of sorrow: the windows of Vridavan by Fazal Sheikh
Фазал Шейх (Fazal Sheikh) родился в 1965 году в США, получил премию за свою публикацию «Ladli» (2007). Шейх объехал полмира, побывал в Восточной Африке, Пакистане, Афганистане, Бразилии, на Кубе и недавно — в Индии. В Индию его привела проблема отношения к женщине в современном индийском обществе, ставящая вопрос о выживании и здоровье женского населения: необычайно высокий процент абортов, когда известно, что ребенок — девочка, похищение детей, насилие, работорговля, проституция. Шейх снимает новорожденных девочек и взрослых женщин — с самого рождения женщина в Индии подвергается унизительному и жесткому обращению. Шейх не только художник, создающий женский образ вне самоуважения, он еще и активист, который много разговаривает с угнетенными женщинами и сопровождает свои книги их рассказами. Таким образом он указывает на серьезные социальные проблемы, которые замалчиваваются и игнорируются. Шейх задает вопрос, что станет с индийским обществом через пятьдесят лет, и какова цена экономических успехов, которые мы наблюдаем сегодня.
За несколько месяцев в Индии фотографу удалось встретиться с женщинами разного возраста. Их портреты вошли в серию «Ladli», что в переводе с индийского означает «любимые дочери». Молчаливые, обращенные внутрь, полные печали и перенесенных страданий взгляды — вот иконография современного женского портрета как его видит автор. Добавьте к этому несколько снимков женщин со спины — это не концептуальный портрет, просто женщины настолько напуганы, что боятся показывать свои лица. Или же фотографии женских рук — единственное, что они могли позволить сфотографировать, поскольку лицо изуродовано насилием.
Здесь и сейчас мне хочется познакомить вас с другой его книгой - "Мокша". Повествующей о жизни индийских женщин, потерявших мужей, обречённых и отчаившихся в жизни, но нашедших покой в священном городе Риндаван.
На протяжении уже пяти столетий священный город Риндаван на севере Индии является пристанищем обездоленных вдов. Отвергнутые своими семьями и осуждённые строгим брачным законом, который лишает их любых прав, в том числе прав человека, их путь лежит в этот город храмов и монастырей, которые становятся их домом. В этом городе женщины поклоняютя молодому богу Кришне, который по их убеждениям вторгается в их сны и помогает стереть из памяти столь печальное для них прошлое, подготавливая к новой счастливой жизни на небесах. Их конечная мечта – достичь состояния под названием «мокша» - именно в нём человек обретает свободу от цикличности нашего бытия, стирая грани между рождением, смертью и реинкарнацией.
Через свои фотографии пейзажей и видов Фазал Шейх пытается передать нам задумчивость и будоражещее спокойствие этого города, а портреты женщин рассказывают об ожидании конца и начале бесконечности.
Фотограф много времени проводит наедине со своими «моделями», слушая их истории, которые повествуют о страдании и боли, возникших из-за обычаев и традиций этой страны, которые до сих пор являются главным законом для жителей Индии. Через изображения города и их жителей Фазал Шейх снова обращает наше внимание на то общество, чьи жизнь и существование закрыто для тех, кто снаружи. То есть для нас.
Прочитать книгу можно здесь --> http://www.fazalsheikh.org/10_moksha/online_edition_en/start.php
Комментарии
Подписаться