Весьма сентиментальные путешествия
Весьма сентиментальные путешествия
Вокруг света и по одной жизни
В июне 2010 года в Петербурге пройдет международная летняя фотошкола "Новый визуальный язык фотожурналистики". Школу составляют три авторских курса от фотографов-документалистов с мировым именем, которые не просто созерцают реальность, но создают с ее помощью художественные полотна.
Все, что связано с путешествиями, довольно часто обрастает разного рода банальностями. Потому как это тонкий материал - путешествие: по воле автора-"ездока" может обернуться туристической поездкой, погоней за экзотикой, унылым повторением пройденного или же - изумительным странствием, не привязанным к конкретной цели.
Три автора международной летней школы (Гийом Эрбо, Александр Гронский, Клодин Дори), конечно, настоящие странники. Да еще какие прекрасные.
Однако путешествие (как способ познания жизни), каждый из них трактует по-своему. А как же может быть иначе.
Вначале о том, что их роднит. Друг с другом и, если хотите, с миром. Все трое вплетают в документальный узор (так называемую «объективную реальность») свои собственные нити, свое личное отношение. Все трое создают художественную историю на основе невымышленного. Все трое, в отличие от иных фотографов-документалистов или фоторепортеров, не просто наблюдают жизнь – они пытаются жизнь понять. Когда-то оправдать, когда-то «прищучить», когда-то – ей посочувствовать. Возможно, звучит наивно, но взгляд этих фотографов далек от наивного. Напротив: они всегда и обязательно уважают то, что снимают, и тех, кого снимают. Это естественное человеческое свойство – уважать - выделяет Дори, Гронского и Эрбо из сонма фоторепортеров.
Теперь о различиях.
Клодин Дори – нежный, чуткий странник, как и полагается прекрасной даме. Ее самые известные серии-истории: «Артек», «Люди Сибири», «Skin Parties» - при разных исходных данных получились теплыми, точно угаданными, светлыми, какой бывает печаль. Они, герои и сюжеты, были рассмотрены внимательным, неспешным взглядом фотографа и написаны пастельными тонами.
Фотографа Клодин, помимо прочего, увлекают путешествия, которые проделывает человек, не снимаясь с места. Это перемены в мире одной души, это перемены возраста и изгибы времени, это социальные изменения (в сообществах и обществах). Автор сказывает свои истории долго (как это было, например, с серией про лагерь «Артек»), чтобы увидеть их взросление, не пропустить ни одну метаморфозу. И кружит над своими героями, как внимательная и заботливая птица-мать. http://www.claudinedoury.com/
Александр Гронский – фотограф, ищущий уединения и предлагающий зрителям рассмотреть уединение. Это не нужно понимать чересчур буквально, но стоит учитывать. «Я запечатлеваю, чтобы иметь возможность вглядеться», - говорит Гронский. Впрочем, роль главного героя и отчасти даже соавтора он всегда отдает одному человеку – зрителю. Тому, кто смотритю
Для Гронского вообще умение видеть (не видеть, а ВИДЕТЬ!) – одно из ценнейших умений. Чтобы поймать и увидеть, фотограф и отправляется в свои одиночные странствия. В приграничные зоны, в заброшенные города, в унылые пейзажи. Как правило, это путешествия по России, т.к. родной пейзаж переживается острее, видится четче. Мысли складываются в картинки, картинки – в дорогу, дорога – в историю. http://www.alexandergronsky.com/
Гийом Эрбо «заражен» странствиями с детства. И каждое его путешествие – это, по сути, исполнение очередной детской или юношеской мечты.
ПрОклятые и великие места – Чернобыль, Нагасаки, Освенцим: туда Эрбо, можно сказать, приобрел «абонемент». Гийом Эрбо исследует пограничные состояния: боль и умиротворение, память и забвение, трагедию и примирение.
Он ездит и не может остановиться, потому как чем глубже «копает», тем больше открывается перед автором слоев памяти и истории. И места не отпускают, и истории, сделанные фотокамерой, никак не могут завершиться. «У меня ощущение, что я еще ничего не рассказал!» - говорит фотограф. http://www.instituteartistmanagement.com/index.php?p=Q3Q3AR04
В июне все трое приедут в Петербург – проводить мастерклассы, учить смотреть и чувствовать. Получится ли из этой поездки путешествие – увидим .
На превью - снимок Гийома Эрбо
Комментарии
Подписаться