Перефразируя классика, можно, без тени сомнения, заявить: важнейшей из спортивных игр для нас является… футбол. Подобно кинематографу, массовая футбольная чума затягивает, заставляет отчаянно спорить о чемпионатах, не спать ночами – ждать того самого результата, которым мы на следующий день торжественно или сокрушенно приветствуем своих коллег, сталкиваясь в офисных коридорах.
Пустилась я в эти рассуждения неспроста – некоторое время назад мною завладел интерес к футбольной фотографии. И каково же было мое разочарование, когда я не обнаружила в сети решительно ничего внятного. Какой-то фото-винегрет с размытым авторством. Да ладно винегрет, его, меж тем, в пищу полезно употреблять, а тут – настоящий какой-то фотофутбольный апокалипсис! И даже всезнающий Гугл не ведает ничего про «гуру футбольной фотографии». Несомненно, даже про феномены НЛО и русалок написано вразумительнее и объемнее.
Так или иначе, пожалуй, первое, что проявилось для меня более или менее отчетливо – это футбольные ретро-фотографии, что выглядели довольно изящно и необычно. Касаемо авторства, что доподлинно удалось выудить, так это фотографию Родченко 1937 года.
Остальное сыпалось, как из шапки, без каких бы то ни было вразумительных описаний, за исключением редких статей с портретными фотографиями легендарных Льва Яшина, Эдуарда Стрельцова и других, уже мне неизвестных…
На многочисленных зарубежных фотостоках меня постигла череда красавцев, этаких хорошо сложенных трюкачей, взлетающих в немыслимых комбинациях друг с другом и мячом, по дзеновски сосредоточенных, остервенело орущих, простодушно счастливых. Виртуозно скадрированные «решающие моменты» – те, ради которых идут на футбольное поле или садятся с пивом и чипсами перед большими плоскими телеэкранами… Но как это сделано – оставалось совершеннейшей загадкой. Есть ли теория, позволяющая ловить эти кадры, насколько она известна всем тем, кто пытается снимать футбольную игру? Кто эти авторы и где они этому учатся, и есть ли какие-то правила в конце концов?
И тут, уже почти в панике, я вздохнула с облегчением, поскольку если Гугл этого не знает, то непременно знает кто-то другой. В Петербурге такой человек – Андрей Березняк – колумнист портала sports.ru и профессиональный фотограф, начинал он, к слову, как юрист команды «Зенит». Снимал футбольные матчи нашей сборной в Москве, в Петербурге, в Уэльсе, Хельсинки, матчи в Мадриде, Вилла-Реале, Штутгарте, Манчестере, Монако, Барселоне. Ему точно можно доверять, 12 июня будет его мастер-класс, подробности можете прочитать здесь
Обретши некоторое успокоение на этот счет, я вновь вернулась к мыслям о популярности футбола и феномене футбольных фанатов.
Не возьмусь говорить за мужчин, по каким там причинам они колесят по миру за футбольными кумирами и бьют друг другу, простите, морды. Не исключено, что все дело в эмоциональном накале, в агонистическом духе, той дрожи ожидания, которая, от случая к случаю, взрывается оглушительным и яростным «Г-о-о-о-о-о-л». Но, как женщина, могу во всеуслышание заявить, что нет в футболе ничего прекраснее, чем та одержимость и совершенно детская искренность, которую «настоящий мужчина» может с «чистой совестью» позволить себе только в борьбе за нечто совершенно неосязаемое – победу.
А, впрочем, и мужчины, и женщины обычно высказываются так: «Ах, какая красивая игра» или «Ох, какой красивый гол». И ведь странное словоупотребление, на первый взгляд, «красивый».
В действительности – ничуть, поскольку красоту определяет гармония. А футбол – это гармония мужественности. Выигрывать игру – это что-то из области брачных танцев – кто сильнее, ловчее, ярче – того и баба. Кто завалил мамонта – тот и главный. Когда-то небезызвестная Бьорк Гудмундсдоттир точно подметила, что «футбол – это праздник оплодотворения. Одиннадцать сперматозоидов пытаются попасть в одно яйцо». Да-да-да, футбол не лишен эротизма, причем ни какого-нибудь изысканного, тонкотелого – а самого настоящего, звериного и агрессивного.
И, как вариант, почему бы не предположить, что фотографы и фотографини (что в последнее время встречаются в футбольных полях все чаще и чаще), идущие со своими огромными и дорогостоящими камерами на очередной матч, ищут ту самую гармонию? Это Фрейд еще говорил, что творчество, мол, это сублимация (в народе – перевод эротического посыла в творческий).
А вот рекламщики Emporio Armani попали с этим в точку – сняли в рекламе нижнего белья Дэвида Бэкхема – обнажив перед мировой общественностью годами накачанные на футбольном поле мышцы.
А потом еще и Криштиану Роналду туда же.
Вот она, рекламная эксплуатация тела человека, о чем так много писали французские постмодернисты. Но шила в мешке не утоишь - тела апполонически прекрасны. Да здравствует Древняя Греция с ее культом телесной красоты. И Древний Рим - с болезненной стратью к крови и зрелищности гладиаторских боев!
by Feodora Kaplan
Комментарии
Подписаться