Week-n-Guide по фотовыставкам Петербурга: 4 - 17 июня
Пожалуй, самым нашумевшим фотографическим событием последних двух недель стала выставка Глеба Косорукова «100 Стахановцев» в Креативном пространстве ТКАЧИ. И даже не столько фотографическим, сколь шире – культурным. Поскольку открытие выставки было приурочено к открытию самого «пространства». Пространство, надо сказать, и впрямь «креативное», сколь бы не был непривычным для русского уха этот эпитет. Открытие удалось масштабным, и, как полагалось уровню такого мероприятия, торжественным – в присутствии представителей всех основных культурных институций Петербурга – от «культурного главы» города до музейщиков и редакторов модных изданий.
А выставку вышеназванную и выставкой назвать как-то совестно, потому что это целая мультимедийная инсталляция. И от этого вдвойне радостно – вещественное и неопровержимое доказательство того, что современное искусство, со всеми своими разнообразными новыми медиа, уверенно прокладывает себе дорогу в консервативном Петрограде. Вот привезли бы ТКАЧИ в Петербург гуру какого-нибудь, вроде Мэтью Барни, и все прогрессивные в искусстве люди отдались бы креативному пространству навеки.
В основе концепта проекта – героический подвиг шахтера Алексея Стаханова, чье имя в веках останется как нарицательное. В его результате – 100-главая вереница портретов поистине титанических людей – героев нашего времени. И еще кое-что, ведь это не просто выставка, а мультимедийная, да еще и инсталляция. Поэтому на это нужно обязательно посмотреть своими глазами, и как водится в современном искусстве – не только глазами, но и другими органами человеческих чувств. И культпоход нужно организовать непременно в эти выходные, поскольку радовать наши чувства сим проектом будут не дольше, чем до 6 июня.
Креативное пространство ТКАЧИ
ул. Боровая, д. 47, литера В. Вход со стороны Обводного канала (здание бывшей бумагопрядильной мануфактуры)
до 6 июня
В галерее «ФотоДепартамент» – в рамках стратегической линии продвижения молодых фотографов «Green/Зелень» – открылась выставка Алексея Ванюшкина «Карусель».
Идейную подоплеку проекта начинающий автор выразил в своем предисловии вполне: «все это была такая карусель, на которую мы вскочили подростками и катались в свое удовольствие, ездя по кругу, попадая в одни и те же ситуации».
На стенах – последовательности разноформатных цветных снимков из жизни современных подростков «как она есть», создающие почти кинематографический визуальный ряд. На ум невольно приходят школьники Гай Германики с их грубоватостью и отчаянием или бравирующие детки Ларри Кларка. Поцелуи в темных, грязных парадных, истома клубных плясок, пивные банки и утренние похмелья в чужой постели, хаотические передвижения и динамика снимков – все то, что и есть юность, ищущая, отчаянная, экспериментирующая.
Экспозиция – будто социологическое исследование. И среди этого, почти балаганного (ведь карусель и балаган в реальности часто соседствуют) движения – паузы – портреты задумчивых, мечтающих, растерянных созданий нежного возраста. И несколько абстрактных работ, которые будто и есть то, что перед этим рассеянным юным взором –небо над муравейником новостроек, звездные отсветы в темноте, причудливая россыпь кроны дерева.
Галерея «ФотоДепартамент»
Невский пр., 32 / 2 этаж
до 25 июня
В фотогалерее «Рахманинов дворик» – выставка Николая Андреева «Богомолье». Как водится в этой галерее – без всяких концептуальных подтекстов и формотворчества. Автор – по первому образованию фотограф, а ныне – диакон. Оттого и смыслообразующий сюжет, описанный кураторами так: «о Вере, человечности, сострадании, доброте, о том, чего не хватает в суетном и меркантильном людском сообществе».
На авансцене – главной стене галерейного пространства – мотивы ритуально-массовые – архимандриты с образами, отпевания, народ божий в обращении к Всевышнему. Чуть далее от центра – умиротворяющие пейзажи монастырских селений и портреты верующих – иноки, старцы, поломники. Классические композиции, классические же формы для сюжетов – питерский ливень, орнаментальные городские ограды, рисунки в месте падения тени.
Досадно немного только, что название проекта, который идет вот уже пятый год и в рамках которого проходит выставка, носил изначально название "Петербургская рукотворная бромосеребряная арт-фотография на рубеже веков". А теперь трансформировался с заменой бромосеребряной на монохромную. Но это, очевидно, требования времени, которое диктует свои условия. А между тем, одна фотография из всей экспозиции все-таки рукотворная, и даже более того – жанровая, снятая автором в 1985 году (остальные датированы 2008-2009). И висит она в особенном месте – возле стола, за которым в редкие часы можно застать художественного руководителя галереи Анатолия Александрова.
Фотогалерея «Рахманинов дворик»
ул. Казанская, д.5 / второй двор
до 29 июня
И напоследок кое-что для гурманов. Любителям углубиться в фотографические смыслы и месседжы искусства – категорично рекомендовано посещение галереи «Борей».
Борей – удивительное место, заколдованное. Одно из тех аутентичных, куда иногда нет-нет да и зайдешь за особым петербургским духом. И из года в год здесь все неизменно – неспешность и подлинность. Даже кошки, которых когда-то приютили добросердечные работники, все те же.
На сей раз в малом зале галереи – фотовыставка художника-концептуалиста Николая Матренина «Дохлый телевизор» – одно название чего стоит! Заботливые кураторы, кстати, в сопроводительном тексте, наспех напечатанном на листке альбомного формата, отсекают всех непричастных к сакральному: «Выставка рассчитана на зрителей, интересующихся контр-культурой Ленинграда».
Автор широко известный в узких андеграундных кругах, и, как положено концептуалисту, созидает в разных жанрах – от фотографии, коллажа, инсталляций до сборников смс-поэзии.
В ныне представленной на суд зрителя выставке Матренина чуть более двадцати работ. И вот они-то как раз напечатаны вручную – большие отпечатки без всякого снобизма паспарту прикреплены к коробочному картону и расположены по пять штук, образуя комбинации то ли крестов, то ли коробочек от «пятнашек», из который выпали в небытие добрая половина фишек.
На всех без исключения – предметы, чаще всего такого знакомого, но ушедшего советского быта – мухобойка, кубик Рубика, деревянные счеты, примус, металлическая пиала, в которой подавали ванильные шарики в кафе-мороженое. И все эти предметы – на фоне рябящего шума телевизионного изображения. И вот тут-то и вспоминаешь и теорию символов, и «вещь-в-себе» и Ван Гога с его крестьянскими башмаками, и, прости господи, реалити-шоу на МTV, которые заполонили телеэкраны, и лучше бы вообще их никогда не видеть и не знать об их существовании вовсе. А тут обернулся – бумажный пакет из-под сахара с надписью «Услад» так и норовит рассказать, на какой кухне он стоял и кто из него ту сладость черпал.
И вот если пакет с вами все-таки заговорил – развернитесь на 180 градусов и загляните за белую дверь, что как коморка папы Карло потребует от вас ловкости и гибкости – слишком мала. Это вход в арт-кафе, где за чашкой кофе можно совсем расслабиться и вообразить себя завсегдатаем диссидентских кафе второй половины прошлого века. В постижении этой атмосферы, если повезет, вам поможет какой-нибудь гражданин за соседним столиком, непременно с видом Чарльза Буковски, лениво потягивающий пиво и ведущий с не менее колоритными собеседниками разговоры об искусстве.
Галерея Борей
Литейный пр., 58
до 12 июня
by Феодора Каплан
Комментарии
Подписаться