Известность пришла к победителю World Press Photo 2010 Питеру Бялобжески после выхода его книги Neon Tigers («Неоновые тигры») в 2004 году она получила премию за лучшее оформление - Best-Designed German Books 2004, а также получила несколько наград, в том числе World Press Photo). Однако, больше всего меня привлекает его книга о Германии. Heimat , что по-немецки означает “Родина”, стала восхитительным результатом его практически двухлетнего путешествия по стране, во время которого было преодолено около 15000 километров (9500 миль).
Как и у русских с понятием «Родина», у немцев достаточно сложные отношения с термином Heimat, в нем заключены противоречивые тенденции. По словам самого Бялобжески «Иметь дом – значит иметь корни, а это не одно и то же, что укорениться в одном месте». И постольку, поскольку он больше заинтересован в изображениях, чем в местах, Heimland - «как таковая, не книга о Германии как о Родине». Она, скорее, создает застывшее изображение «олицетворенной частицы визуальной и культурной истории». Он говорит о доме не как о географическом признаке, он говорит «не о местах, а об изображениях».
Бялобжески характеризует свои фотографии из проекта Heimat как «поверхности, на которые проецируется тоска пост-постмодернисткого человека по природе». В своем предисловии к книге он отдает должное немецкому романтизму, в частности живописи Каспара Давида Фридриха (которому он приписывает влияние на формирование своего понятия «Немецкого пейзажа») и, в то же время, творчеству современных американских мастеров цветной фотографии, в частности Джоэлю Стернфилду (Joel Sternfeld) и его книге American Prospects («Американские виды»).
Связь с романтизмом очевидна в тех фотографиях, которые сам Бялобжески определяет как «хотя и сверхдокументальные, с определенной долей критического взгляда, эти изображения, тем не менее – в качестве эстетических высказываний, «красивы»». Несмотря на то, что на этих фотографиях - обычные ландшафты, неприглядные сельские местечки, уже преобразованные человеком, которые, в объективе Бялобжески, всегда населены, они определенно красивы, не скатываясь при этом в романтические клише.
Во введении к книге, Ариэль Хауптмайер (Ariel Hauptmeier) пишет «Бялобжески хотел поставить под вопрос догму, провозглашающую, что искусство должно быть критичным, отстраненным и безэмоциональным. Хотел, уверенно находя красоту, рассеять заблуждение, что никому не позволено ее находить в обычных, восхитительных, нормальных, магических, прозаических немецких пейзажах. В тех, что все знают и любят, в тех, что закрепились в нашем коллективном бессознательном. Было бы несложно фотографировать эти места в холодной, разрозненной, даже отталкивающей манере. Но Питер Бялобжески приложил усилие и увидел их прекрасными.»
Ариэль Хауптмайер продолжает тему родства фотографий Бялобжески с немецким романтизмом , называя фотографию из книги Бялобжески (Heimat 34), на которой изображена сидящая у моря одинокая девушка, пастишем на «Монаха у моря» Каспара Давида Фридриха.
Каспар Давид Фридрих, «Монах у моря» (1809), холст, масло.
Heimat для меня - любимая книга, из вышедших за последние несколько лет фотокниг. Определенно стоит провести с ней свое время. Другие фотографии Бялобжески из этого проекта вы можете увидеть на сайте L.A. Gallerie.
Также Бялобжески провел год в Велокобритании, фотографируя жизнь страны между 1991 и 1992 годом для проекта с названием «Give My Regards to Elizabeth» («Засвидетельствуйте мое почтение Елизавете»). Проект был выставлен в галерее Side Gallery в 1993 году, но так и не был опубликован в виде книги. Я поместил ниже несколько изображений, интересно понаблюдать, как с тех пор изменился визуальный подход Бялобжески.
12 июня в Москве пройдет открытая лекция фотографа Питера Бялобжецки. Это событие на Lookatme.
Публичные лекции победителей WPP 2010 пройдут в рамках выставки World Press Photo в Москве (11 июня - 11 июля 2010 года). Это событие на Lookatme.
Комментарии
Подписаться