Week-n-Guide по фотовыставкам Петербурга: 18 - 30 июня
Вот оно и свершилось – Брассай в городе!
Брассай – это такой же миф в фотографии, как Париж в реальном мире. И сочетание этих двух мифических феноменов в серии «Ночной Париж», представленной в Государственном центре фотографии – это что-то поистине прекрасное. Около сотни хрестоматийных фотографий погружают вас в круговорот ночной жизни Парижа 30-х годов и не оставляют никакого шанса остаться равнодушным. Можно пройти выставку вдоль и поперек три-четыре раза и уйти с желанием вернуться. И это то, что отличает гениальное произведение искусства от проходного – на него можно смотреть бесконечно.
Любопытно, что к фотографии Брассай пришел через журналистику – делая репортажи, он столкнулся с необходимостью их иллюстрировать. Впрочем, о его жизни и творческом пути подробно написано в пресс-релизе, который, как это водится в Росфото, предваряет экспозицию. И дальше – туманная нега пустынных парижских улиц, жмурящиеся фонари, мостовые, газетные столбы, случайные прохожие около, милующиеся в интимности ночи влюбленные пары…
И, конечно, та самая изнанка, возможно, именно она, сделала венгерского юношу Дьюлу Халаса, приехавшего в Париж творить в городе своей мечты – Брассаем. Гордые, ожидающие своего часа дамы полусвета и их солидные посетители, публичные дома и их исполненные шика и достоинства владелицы, ночные гуляки и жулики, драки и бытовые сценки – все то, что делает Париж на фотографиях Брассая таким аутентичным, таким настоящим, что веришь ему безоговорочно с первого кадра.
Хочется надеяться, что Росфото будет радовать нас и дальше – вот если привезут Дуано или Сьефа, то приток российских туристов в Париж станет, определенно, ощутимее. А, между тем, надежды эти небезосновательны, судя по тому, какой внушительный темп взял ГЦФ в этом году. На следующей неделе 23 июня в выставочном зале Парадного корпуса откроется выставка «Венгерские мастера фотографии», и здесь можно будет увидеть кроме Брассая и других классиков – Роберта Капу, Андре Кертеша, Ласло Мохоли-Надь, Мартина Мункачи.
до 28 августа
Государственный центр фотографии, Росфото
Б.Морская, 35, (812) 314 12 14, 314 61 84
пн-вс 11.00-19.00
В общем-то, откровенно говоря, на Брассае можно было бы остановиться. Как ни крути – ничего грандиознее его ночного Парижа в Петербурге сейчас не найти, и никакая политкорректность и толерантность тут не помогут. Так или иначе – можно почитать гид, чтоб быть в курсе происходящего, а при случае – проходя мимо, заглянуть и вынести свое собственное суждение.
В выставочном зале Творческого союза художников IFA, в уютном дворике рядом с кинотеатром Аврора, выставки даже две.
На первой, что поменьше, нашему вниманию представляет свои фотоработы Олия Саундерс, под концептуальным названием «29 suspects», что в переводе, соответственно, «29 подозрений». Молодой автор на своей первой персональной выставке представляет 7 фотосерий, которые как раз складываются в 29 подозрений. Фотосериями их можно назвать условно, по той простой причине, что названия то они имеют, и весьма звучные, загадочные, с множеством кинематографических аллюзий, как, например, Vertigo – хичкоковское «Головокружение». Где-то автор взывает к социальной иронии, как в «Songs of urban plankton» – песнях офисного планктона. А вот количество в некоторых насчитывает всего 2 единицы, что, увы, не в полной мере раскрывает тему.
Работает, как видно, Олия Саундерс в жанре цифрового фотомонтажа, формотворчества, через которое пытается выразить философские и культурологические категории, такие как подсознательное, колдовское, карнавальное, что прочитывается в последующих названиях миниатюрных подозрительных серий. Но выглядит это пока не слишком-то убедительно, хотя и вызывает одобрение за творческий поиск. В некоторых работах чувствуется влияние «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Расплющенные детали реального диких расцветок, многочисленные повторяющиеся детали создают эффект измененного состояния сознания. Несколько автопортретов свидетельствуют о том, что автор находится в поиске идентичности, которая на данном этапе недостижима и приобретает форму, например, диптиха под названием «Subconscious influence» (Подсознательное влияние). Одна из двух фотографий отсылает к «Матрице», где городской пейзаж издали походит на скользящие по компьютерному монитору программерские коды, совершенно неподвластные пониманию простого смертного.
Особого внимания заслуживает мини-серия «Le Chaperon Rouge» (Красная шапочка), пожалуй, самая удачная из представленных. На головы нью-йоркских белых воротничков или просто случайных прохожих нехитрыми манипуляциями примонтированы головы злобных и кровожадных серых волков, расхаживающих в поисках маленькой беззащитной девочки с пирожками и маслицем. Находят оборотнеподобные монстры нашего времени лишь одинокую красную шляпу. То ли это, по замыслу автора, победа женской эмансипации и свидетельство мужского бессилия, то ли размышление над архетипами – но есть над чем задуматься.
Во втором зале творческого союза IFA более обширная выставка, на которой представлены работы учащихся фотошкол – петербуржцев и кельнцев. Экспозиция довольно показательная, начиная от количества работ – у кельнцев раз в пять больше, чем у наших – заканчивая тематикой. У наших преимущественно любимый город и классические сюжеты в серых тонах разных оттенков – от мышино-серого, до прозрачно-акварельного и тоже серого. У кельнцев – больше жанрового разнообразия и больше цвета.
до 26 и до 24 июня соответственно
Творческий союз художников IFA
Невский просп., 60, (812) 571 03 15
вт-сб 15.00-19.00
На этот раз фотографическая выставка расположилась на стенах одного из залов музея Набокова. И как положено литературному музею – на литературную тему. Экспозиция «Путешествие из Петербурга в Дублин», посвященная дню рождения Джеймса Джойса – автора легендарного «Улисса» – нечто вроде сумбурной в географических и временных категориях прогулки, сопровождающейся потоком сознания, подобному джойсовскому. Около тридцати фоторабот старого Дублина и современного, с отрывками текста из великого произведения постмодернистской литературы, которое должен хотя бы пролистать каждый считающий себя интеллигентным человек. Автор концепции, фотографий современного Дублина и комментария – директор Ирландского культурного центра СПбГУ Андрей Машинян. Выставка более рекомендована книгофилам и джойсолюбам, нежели фотографам.
до 28 июня
Музей-квартира Набокова
Б.Морская, 47, (812) 315 47 13,
вт-пт 11.00-18.00, сб-вс 12.00-17.00
И, по всей видимости, балет прочно занял на выставочных пространствах свои позиции. На этот раз балетные фотографии – в KGallery. Масштабная (около 200 фотографий) и поддерживаемая солидным списком спонсоров, в том числе государственного уровня выставка «Личный дневник Анны Карениной».
Автор выставки Марина Гуляева – театральный репортажный фотограф и искусствовед. Фотографирует балет она с давних пор, и этот проект – запечатленная на фотографиях история создания образа Анны Карениной в исполнении примы Мариинского театра Ульяны Лопаткиной. Быть может, мало кто задумывается над тем, как рождаются балетные партии и как переживает это артист, но зачастую создаются они месяцами, в муках и противоречиях, сквозь смех и слезы. Рассказ об этом – в галерее на Фонтанке. Насколько это удалось автору и исполнителю главной роли – каждый решит сам для себя.
до 16 июля
KGallery
наб. р. Фонтанки, 24, (812) 273 00 56
by Феодора Каплан
Комментарии
Подписаться