Если отстраненно взглянуть на историю человечества, да и в целом цивилизации, можно заметить одну любопытную вещь. Все движется к уменьшению. Вот, скажем, рост атлантов достигал трех-четырех метров, а рост homo sapiens в среднем – меньше двух. Когда-то дамы носили целые замки на голове вместо шляп и тысячу юбок, удерживаемых китовым усом, а теперь – шелковые невесомые мини-платья.
Научно-техническая революция положила начало подобному явлению в мире вещей – они неуклонно трансформируются в сторону уменьшения. Вначале был граммофон, а теперь плеер размером с мизинец. А фотокамеры были, чуть ли не в человеческий рост, а теперь умещаются в мобильный телефон. И да. Это все из соображений комфорта. Сегодня человек с огромной камерой на улице выглядел бы, по меньшей мере, чудаком. И, тем не менее, еще ни одна современная фотокамера не дает такой детализации, как те, самые первые. Как ни один CD диск не дает качество винилового звука.
Так или иначе, чудаки такие живут и по сей день. И надо сказать, не самые безызвестные. Так самый высокооплачиваемый фотограф в мире – Паоло Роверси (Paolo Roversi), снимает на камеру большого формата.
Роверси тот, чьими фотосессиями заполнены страницы самых культовых модных журналов, а в своих интвервью он говорит: «В общем-то, мои фотографии – это портреты. Мои ню – это тоже портреты. И в каждом портрете самое важное – это глаза. Я не могу технически объяснить, почему взгляд модели более глубок, более трогателен, более человечен, если фотограф использует длинную выдержку, но это так. Я понял это, изучая опыт самых первых фотографов, которые в силу технических особенностей фотокамер того времени были вынуждены использовать длинные выдержки. И портреты выглядели гораздо более глубокими, таинственными».
И, конечно, дотошный и пытливый фотограф, которому интересно «как это сделано» будет искать «названия»: «До сих пор я чаще всего работаю с крупноформатными камерами 8х10. Поэтому я использую одну-, двух-, трех-, а иногда и двадцати-, тридцатисекундную выдержку. Я никогда не думаю о том, сколько в точности длится выдержка – я всегда свободен в использовании своих инструментов. У меня нет никаких предубеждений, и я могу использовать разные камеры в зависимости от того, чего хочу достичь. Иногда мне приходиться пробовать разные камеры, прежде чем я найду самую подходящую. Я начинаю с крупноформатной, а пару часов спустя беру Leica, затем Linhof. Я также снимаю на средний формат – Rolleiflex 6х6 и Alpa 6х8. Мне нравится небольшой Polaroid SX-70 и пластиковая Holga.
Это очень субъективно, иногда даже – случайно. Я меняю камеры по той же причине, по какой добавляю больше уксуса в салат, которым ужинаю. Никто не хочет есть одно и то же блюдо каждый день! Но мой Deardorff 8х10, конечно, самый любимый – когда я работаю с ним, я чувствую себя как дома».
Чудачка Сара Мун (Sarah Moon) тоже снимает на большой формат. Как и Роверси, меж тем, как многие фотографы, Мун снимает на множество разных камер. Большинство из ее магических монохромных фотографий сняты на Polaroid и 665-ю пленку. О ее технике невозможно найти почти ничего, но очевидно, что она использует то, что называется «творческой обработкой» (в английском – creative effects) – соляризацию, размытие, альтернативные процессы печати (секреты которых, знает, верно, только ее печатник).
Цвет в фотографиях Мун сюрреалестичен, как монохром, но сама она говорит: «Я не люблю цвет, он путает меня. Я верю, что сущность фотографии это черное и белое. Цвет это отклонение. Кроме тех случаев, когда он становится недействительным, нереальным, как при съемке на Polaroid, или как в некоторых фотографиях Паоло Роверси, где цвет гладкий, спокойный…»
Снимали на камеру большого формата и менее известные фотографы Андреас Гурски, Грегори Крюдсон. В России же один из немногих, кто снимает на камеру большого формата – Кирилл Арсеньев. В основном это камеры с размером кадра 8х10 см. В разное время он снимал сессии для журналов Собака.ру, Афиша, TimeOut, его работы публиковались Foto&Video, Inflight Review, BillBoard, 12-24, Цифровик, и вскоре он расскажет на своем мастер-классе все-все, что стоит знать чудакам.
by Феодора Каплан
По материалам:
Из интервью Паоло Роверси On The Mysteries of Light (Susan Reich, Photo District News March 2005)
Из интервью Сары Мун (Frank Horvat, Department of Comparative Literature, Queens College, City University of New York, April 2003)
Комментарии
Подписаться