«Итальянский квартал» и его классические архитектурные прототипы
Комплекс элитных особняков «Итальянский квартал», в отличие от многих современных девелоперских проектов, эксплуатирующих слова «Италия» или «Венеция» без особой связи с сутью дела, действительно во многих смыслах связан с итальянской классической архитектурой. И структура, и образ – все итальянское. Будучи знатоком итальянской традиции, архитектор проекта Михаил Филиппов никогда не копирует буквально. Знание дает ему свободу в обращении с языком классики. Многие итальянские мотивы становятся импульсами для новых изобретений, которые станут вкладом в историю архитектуры.
Представляем вашему вниманию 10 архитектурных ассоциаций проекта «Итальянский квартал» с классической архитектурной традицией Италии.
РИМСКИЙ ТЕАТР
Никто еще не придумал строить жилой квартал в форме амфитеатра. Это самая главная находка и изобретение Михаила Филиппова. Изначально амфитеатр возник в Древней Греции, но именно римляне развили эту форму до совершенства. Именно они понастроили амфитеатров по всей Римской империи, многие из которых сохранились до сих пор. Амфитеатр - это нечто вроде стадиона с трибунами, которые поддерживаются субструкциями. Самый знаменитый амфитеатр – Колизей – находится в Риме. В одной из радиобесед Михаил Филиппов сказал: «Меня очень увлекала тема обстройки грандиозной руины, типа Театра Марцелла. Он обстроен каким-то дворцом. И других таких множество есть. И мне хотелось сделать шутку на эту тему, как бы Колизей с какими-то непонятными субструкциями, сходящимися к центру. Обстроен последующими веками в эпоху Возрождения и позже, в XVII-XVIII веках. И получается террасная композиция центрическая, с тремя дворами – вот это и есть «Итальянский квартал»».
Но форма амфитеатра возникла не только ради игры. Она позволила ответить на современные вызовы. Во-первых, создать дом с защищенными внутренними дворами, противопоставленными агрессивной среде современного мегаполиса. Новизна в том, что парадные фасады итальянского квартала ориентированы именно во внутренние дворы, а не на улицу, как было принято раньше. Во-вторых, сделать так, чтобы из каждой квартиры открывался вид на городской пейзаж и на центральную площадь. Радиальные корпуса Итальянского квартала понижаются от десяти до четырех этажей. Они сходятся к центральной площади с существующей колокольней храма св. Николая Чудотворца в Новой Слободе. Дом – амфитеатр, площадь – сцена. Очень зрелищное решение. Классическая архитектура существует более 2,5 тысяч лет. Трудно придумать для нее что-то новое. Создав жилой квартал в форме амфитеатра, Филиппов вписал новую страницу в историю классической архитектуры. Что сегодня мало кому удается.
СТЕНА КОЛИЗЕЯ
Ряд арок, покрытых рустом, – мотив, взятый из Колизея, самого большого и знаменитого античного театра (I век н.э.), руины которого находятся в Риме. Эти аркады оформляют первый ярус нескольких корпусов Итальянского квартала. Михаил Филиппов не копирует буквально, а творчески приспосабливает мотив к схеме современного многоквартирного дома. Он растягивает арки на два этажа. Он отказывается от ордерных элементов, которые есть в Колизее. Здесь бы они мельчили масштаб. В результате мощные арки, как бы сложенные из грубого необработанного камня, дают зрительную опору двум верхним ярусам фасада. Отсюда - хорошие пропорции. Фасад, разделенный по классическим канонам на три части, легко прочитывается, усваивается глазом. Кстати, и во втором ярусе есть ряд арок, объединяющий два этажа. Аркада на аркаде – тоже принцип стены Колизея. Руст у этих арок второго яруса - более легкий, из штукатурки, а не из камня. В Колизее верхнюю аркаду облегчили иным способом, но она тоже более легкая. Такое соотношение характерно для классики. Ее неотъемлемый признак – художественно выраженная устойчивость.
ДВОРЫ РЕНЕССАНСНЫХ ПАЛАЦЦО
«Итальянский квартал» имеет уникальную систему дворов, которые соединены между собой ренессансными арками с муфтированными колоннами. Привычка украшать дворы колоннами и арками идет от палаццо и вилл эпохи Возрождения. Этот прием, кстати, оценили еще архитекторы Серебряного века – эпохи расцвета неоклассической архитектуры и предпринимательства. Они восторгались Ренессансом. Парадные дворы величественных особняков Каменноостровского проспекта в Петербурге часто соединяются колоннадами или аркадами. Михаил Филиппов заново осмыслил этот прием ренессансных архитекторов. Отделять одно пространство от другого таким способом удобно: с одной стороны, все хорошо просматривается, с другой стороны – границы обозначены, пространство структурировано. Наконец, это просто красиво. Недаром наложение в перспективе нескольких колоннад – любимый мотив художников и граверов. Несколько великолепных арок образовали полукруглый проход, соединяющий Долгоруковскую улицу и Пыхов-Церковный переулок.
ТЕРРАСЫ
Появление в Москве террасного дома - большое событие. Террасы – это то, чего так не хватало столице. Невозможно представить итальянские, да и любые средиземноморские города без террас. Особенно эффектно террасы смотрятся в прибрежных городах, расположенных на холме. Именно с таким городом на холме ассоциируется «Итальянский квартал», поскольку его радиальные корпуса постепенно понижаются от десяти до четырех этажей. Это дало возможность устроить террасы во многих квартирах. Террасы живописны, потому что на них приятно смотреть снаружи. Они поэтичны, потому что на них приятно завтракать и ужинать. Терраса дает сочетание пребывания на воздухе с домашним комфортом и защищенностью. Раньше российский климат казался препятствием для террас. Но при современном уровне технических возможностей снег и сосульки уже не являются проблемой. Наконец, благодаря террасам, в «Итальянском квартале» появились технические ноу-хау. Вмонтированные в стены вентиляционные устройства решают вопрос с очищением воздуха и с поглощением посторонних запахов, поднимающихся в террасных домах снизу вверх.
ОКНА В СТИЛЕ ПАЛЛАДИО
Окна «Итальянского квартала» декорированы со всем возможным разнообразием. В некоторых из них можно увидеть в качестве источника вдохновения величайшего архитектора XVI века Андреа Палладио – загадочного мастера, чьи городские дворцы и загородные виллы являются не только памятниками архитектуры, но и самым удобным современным жильем. Окна, обрамленные рустом, с треугольными наличниками и замковыми камнями напоминают его палаццо Тьене в Виченце. Только в «Итальянском квартале» оконный декор растянут на два этажа. Есть и более ранние мотивы, XV века. Сдвоенные окна с полукруглым завершением, объединенные общей аркой, адресуются к палаццо Ручеллаи или Строцци во Флоренции. И опять же оконный декор объединяет два этажа. Михаил Филиппов уверен, что разнообразные по форме и украшениям окна - художественное выражение индивидуальности живущих в доме людей. С одинаковыми окнами фасад многоэтажного дома превратился бы в мертвую сетку, как это случилось в сталинской архитектуре, чьим содержанием было понятие «советский народ». Единицей же дореволюционного доходного дома являлась семья. Именно этот принцип воспроизводит архитектор.
ЭКСЕДРА
Два кольцевых корпуса «Итальянского квартала» украшает огромная арка-ниша. С одной стороны, это воспоминание о галерее Витторио Эммануэле в Милане, неоклассическом пассаже XIX века, соединяющем знаменитый театр Ла Скала и главный городской Собор. С другой стороны, есть и более конкретный источник вдохновения. Такая полукруглая ниша с полукруглым завершением называется экседра. Вообще-то, форма это изначально греческая (место для философских диспутов). Но ее активно использовали и римляне в базиликах, и византийские архитекторы – в храмах. Собственно, экседра – вариант апсиды, а в апсидах и поныне располагают алтарь. Но идея вынести экседру на фасад и соединить со структурой этажей впервые пришла в голову итальянцу Пирро Лигорио. И осуществил он ее в папском дворце Бельведер в Ватикане в середине XVI века. Как мастер классической традиции Филиппов выбрал для «Итальянского квартала» форму и динамичную, и торжественную (все-таки связана в сознании с алтарем). В данном случае она собирает и организует уже 10-этажный фасад (у Папы – три этажа), сообщая ему мощную индивидуальную пластику.
ЧЕРЕПИЧНЫЕ КРЫШИ
Черепичные крыши всех цветов и оттенков от оранжевого до бордового составляют колористическое очарование итальянских городов и деревень. За это мы их ценим, за это пытаемся запечатлеть на фотографиях. До сих пор в Москве и других российских городах относились к крышам как к технической, а не эстетической составляющей (собственно говоря, крыш в Москве почти не видно, потому что рельеф города не выражен, несмотря на семь холмов). В «Итальянском квартале» придуман отличный прием - ступенчатая композиция: это позволит любоваться фактурой черепичных крыш и жильцам дома, и остальным горожанам, проходящим мимо. Важно, что натуральная черепица красиво стареет, приобретает с годами все более живописную фактуру. «Итальянский квартал» станет кусочком Италии в центре Москвы. Что логично – Кремль у нас тоже итальянский.
АРОЧНЫЕ ГАЛЕРЕИ
Арочными галереями окружали ренессансные дворы. Михаил Филиппов выносит этот мотив на фасад одного из корпусов и совершенно преобразует его в духе XXI века. Дело в том, что по галереям обычно можно прогуливаться. А здесь мы видим пять рядов арок, поставленных друг на друга, каждый размером в два этажа. И у этих галерей, точнее лоджий, нет никакого пола (чего отчасти жаль, с полом было бы традиционнее, но функциональнее – заманчиво иметь такую роскошную лоджию с арками). Но пола нет. Выйти в эти лоджии нельзя. Зачем так сделано? Пятиярусные галереи образуют как бы экран вдоль стены, увенчанный фронтоном. Это красиво и хорошо структурирует фасад. Но это и выражает главную идею информационной эпохи – идею экрана, так сказать, тотального интерфейса. Только делает это на классический манер. Надо сказать, что почерк Михаила Филиппова, несмотря на виртуозное оперирование классической традицией, – это почерк архитектора именно XXI века. В этом почерке есть фирменные элементы, свойственные только Филиппову. Например, в большинстве его построек есть «лестница в небо». В «Итальянском квартале» такие «лестницы» образуются из ступеней-террас четырех радиальных корпусов. Ну, а смысл этого визуально завораживающего элемента кто-то найдет в христианстве, а кто-то в знаменитой песне группы Led Zeppelin.
ФРОНТОНЫ В СТИЛЕ АМПИР
Многие части фасадов «Итальянского квартала» венчают широкие фронтоны с полукруглым окном. Это очень популярный мотив стиля ампир (иногда вместо полукруглого окна бывает арка). Торжественный, театральный, «с нажимом», стиль ампир, порождение Наполеоновской империи, в разных странах проявил себя по-разному. В Москве прижился его итальянский вариант. Его принес в начале XIX века учившийся в Италии Доменико Жилярди, одаривший город Московским университетом на Моховой и Конным двором в усадьбе Кузьминки. Позднее мотив полюбили архитекторы Серебряного века. В «Итальянском квартале» ампирный фронтон тоже на месте. Выглядит эффектно и хорошо организует фасад.
ПОЛУКРУГЛАЯ КОЛОННАДА
Кто бы из архитекторов ни сотворил полукруглую или круглую колоннаду, она всегда будет ассоциироваться с грандиозным собором св. Петра в Риме. Один из его авторов, барочный архитектор Бернини, с помощью колоннады замкнул площадь перед собором в овал с двумя ответвлениями. С тех пор это не самый легкий, но самый красивый способ организовать городскую площадь. В Казанском соборе в Петербурге от круга остался полукруг, но площадь тоже – одна из лучших. Михаил Филиппов обыграл изюминку «Итальянского квартала» – наличие памятника архитектуры, колокольни церкви св. Николая Чудотворца. Сделал ее смысловым центром площади. А саму площадь создал с помощью полукруглой колоннады. В нее вливаются радиальные корпуса «Итальянского квартала». Кстати, в любом традиционном европейском городе жизнь квартала всегда протекала вокруг соборной площади. Возможно, строительство «Итальянского квартал» поможет вернуть зданию храма, в котором сейчас находится Союзмультфильм, его прежнюю функцию. И выйдет так, что новая архитектура восстанавливает городскую память. А люди получат храм и уникальную для Москвы площадь с колоннадой - центр общественной жизни и место для прогулок.
Комментарии
Подписаться