Что такое искусство? Это субъективная модель-месседж, созданная по теории с моральной основой.
А вот современное искусство, ну ни как не поддается логическому анализу. Что это такое, никто определить не может? И мы современные художники и кураторы на днях опять об этом заспорили, и в результате получился вот такой обзор данной проблемы.
Для начала, скажем, что все постмодернистское искусство – мертвое искусство, даже еще не рожденное оно уже мертвое, т.к. обречено на забвение, из-за своей поверхностной одноразовости. Больше того, все предыдущее, называемое классическим искусством, сегодня тоже мертво. Объясню почему. Веками его вел флаг эпохи возрождения: «все для человека все во имя человека», сформулировавший программу современной цивилизации и сведенной в термин — "гуманизм". Искусство освобождало человека от оков невежества, обогащало духовно, боролось с глупыми как казалось запретами и табу.
Но в реальности получилось, что теория о духовном спасении, как глобальный миф о внутренней свободе и моральном строительстве идеального общества, был взорван как мыльный биржевой пузырь революциями и самыми кровавыми мировыми войнами 20го века. И это сделала горстка дерзких, освобожденных до беспредела политических авангардистов. Высокая духовность человека, так красиво проповедованная в теории классическим искусством, на практике оказалась человеконенавистным чудовищем, растоптавшим общественное сознание. Все идеалы были убиты. Теория этой морали пришла к краху и «Герника», Пикассо, была последним выдохом мертвеца, которого звали Гуманизм. И это надо признать, а не делать вид, что ничего не произошло, т.к., большая часть общества, по инерции продолжает еще верить в теорию спасения, не понимая того, что мы эту теорию уже давно отработали, и у современного искусства нет никакой движущей идеи, кроме осколков от модернизма.
Хотя главный урок, освободительного движения ренессанса, общественное сознание все, же для себя усвоило – это тотальная свобода личности. И эпоха индустриального капитализма возвела его в ранг своего главного потребительского постулата лозунг ренессанса: «все для человека все во имя человека».
Еще раз вернемся в начало. Искусство призвано создавать субъективные модели мира, по выдвинутым теориям, иными словами моделировать для нас некое новое виденье мира, в идеале обогащать нас духовно.
Что мы видим у нашего «любимого» современного искусства? Прежняя теория эпохи Гуманизма в силу событий описанных выше исчерпалась. Им, искусством, вернее умами художников, стала подсознательно управлять теневая, реакционная теория разрушения. Ее можно описать такими словами: человек это казус, уродство, порок. И, конечно, человек давно уже не главное, в центре внимания современного искусства вещи человека – дурацкие вещи, как выражение сути нестандартного человека. Даже люди это утилитарные вещи на службе у общества. Я говорю о той знаменитой серии портретов Энди Уорхола, выполненные в кислотной манере образы кумиров современного общества: Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Мика Джаггера, Элвиса Пресли, Мао Цзэдуна.
Что дальше? Какие идеи, рожденные в нашем сознании, современное искусство будет моделировать дальше?
Я думаю, что идеи морали Возрождения: «Сопротивление человеческого достоинства невежеству средневековья» будут окончательно разрушены и публично заменены моралью: «Праздного наслаждения в достатке». Что практически уже произошло. Поверхностная мораль праздности вновь опустит общество в пучину невежества, что в свою очередь вызовет к жизни естественную реакцию общества – подъем человеческого достоинства и сопротивления невежеству. Современное искусство вновь поднимет флаг второй волны возрождения.
Движение трендов искусства похоже на однообразные волны. Сейчас мы находимся в нижней точке волны.
Комментарии
Подписаться