"Всё течет, всё меняется" – гераклитовской истине уже несколько тысячелетий. Но сегодня всё слишком быстро течет и меняется. Еще в первой трети XX века один из героев Айн Рэнд в книге «Атлант расправил плечи», владелец сигаретной лавки на железнодорожном вокзале признается в тоске по былому миру. С его неспешной скоростью, позволяющей ценить момент огонька в руках.
Но мир ускоряется. Возникает угроза забыть о том, каким целям служит эта скорость. К чему ведет. Об этом пишет Элвин Тоффлер, американский футуролог. О переходе в постмодернистское общество, где значение имеет только скорость, с которой ты управляешься с информацией. И мы сейчас это проживаем.
Тоффлер говорит о футурошоке – болезни и боязни будущего, когда человек теряет все ориентиры в слишком быстро меняющемся мире и цепляется за старое. И это старое, позволяющее тебе лично справляться с возрастающими потоками информации, Тоффлер называет зонами личной стабильности.
Или, по-другому, стилем.
Именно стиль как объединяющее начало помогает человеку в современном мире быть адекватным этому же миру. Быть эффективным. И быть…счастливым.
Насколько мы сегодня стильные как общество? Я разделяю взгляды «глубинной» экологии, которые наглядно выразил Джеймс Кэмерон в «Аватаре»: всё со всем связано. Индивидуальный стиль возможен только в контексте стильного внеиндивидуального мира. И если с первым у нас всё неплохо, со вторым – явно нет.
По моим ощущениям, сегодня мы – потерявшие ориентиры космополиты, жадно впитывающие чужие идеи, а зачастую механически их копирующие. Можно как угодно относиться к коммунизму, но в совдепии был стиль – этого нельзя не признать. Неспроста же Анни Лейбовиц выбирала мотивы а-ля back to the USSR для съемок. Была нить, проходящая через всю человеческую жизнь, пусть и красная. Сейчас таковой нет, есть спутанный клубок ярких, индивидуальных, с недавних пор - белых. Сходные эйдосы, видимо, витают по нашей постмодерной столице в самых неожиданных обличиях – утром встретил один в виде колонки лояльной, но не советскому государству Канделаки.
Тоффлер объяснил бы наличие стиля в СССР тем, что совдепия - дитё индустриальной эпохи. Меньше информации, меньше перемен, больше всеохватывающего стиля. Сегодня - другое. Конкурентная экономика дала невиданную свободу, которая воспевается в том же «Атланте расправил плечи» - свободу творить на основе собственного решения, свободу определять стиль своей жизни. Но если там, где постмодернисткое общество родилось, всегда существовала «зона личной стабильности» в виде американской мечты, то у нас такую зону забрали вместе с марксизмом-ленинизмом. У воспевающих индивидуализм всегда существовал общий дизайн, общий стиль, будь то идея свободы или права на счастье.
Так в чем сейчас наш, контекстный, стиль?
Комментарии
Подписаться