Views Comments Previous Next Search

Что искал Гарри Поттер в сумерках?

01929
НаписалCitycelebrity 31 мая 2011
01929
Что искал Гарри Поттер в сумерках? — Реклама на Look At Me

Авторы: Анна Матари, Дмитрий Тихонов. Источник: CITYCELEBRITY.RU

После лекции на Октябрятской Толкучке в апреле 2011 г. на аналогичную тему те, кто не побывал на лекции, но слышал о ней, так много спрашивали нас «Так что же искал Гарри Поттер в сумерках?», что мы не могли не написать отдельную колонку, посвященную этому вопросу.

Каждое десятилетие рождает свою «моду» и свои тенденции в литературе. Что влияет на эти тенденции? Мода среди писателей и издателей на определенные темы, ожидания и устремления читателей, или что-то еще, тайное и неведомое? Разберем это на примере популярной литературы первого десятилетия XXI века.

Но для начала разберемся с тем, что же можно назвать «модой» в литературе, для чего, как ни странно, нам придется пройти небольшую часть курса математики.

Мода – это, в первую очередь, - математическое понятие.

Посмотрите на ряд чисел: 3, 5, 1, 7, 3, 6, 4, 3, 9, 7, 8, 1, 3, 2, 5, 7, 4, 2, 9, 3.

Среднее арифметическое в этом ряду равно 4,6. А вот мода - равна 3. 

Мода - это разновидность средней величины, определяемая как наиболее часто встречающееся значение в выборке.

Это означает, что модным является то, что встречается чаще всего. В одежде – то, что носит наибольшее количество людей. В книгах – то, что наибольшее количество людей читает. Так же как и в одежде, в книжном мире есть разделение на «высокую моду» - Haute couture, и «массовое производство» - Prêt-à-porter. В нашей колонке речь пойдет о литературе «Prêt-à-porter». 

Так какую же книгу можно назвать модной. Мы выделили три признака, однозначно определяющие «модную» книгу или серию:

  • Миллионные тиражи по всему миру
  • Множество подражателей, выпускающих книги на аналогичную тему, с похожими названиями и героями
  • Выскобюджетные голливудские экранизации

По последнему признаку особенно легко отследить как супер-популярные книги, так и тенденции в целом.

Посмотрим на таблицу кассовых сборов в мировом кинопрокате и сравним последнее десятилетие XX века и первое десятилетие XXI-го (по данным ресурса boxofficemojo.com):

2000

Mission: Impossible II

$546.4

2010

Toy Story 3

$1,063.2

1999

Star Wars: Episode I - The Phantom Menace

$924.3

2009

Avatar

$2,771.5

1998

Armageddon

$553.7

2008

The Dark Knight

$1,001.9

1997

Titanic

$1,843.2

2007

Pirates of the Caribbean: At World's End

$961.0

1996

Independence Day

$817.4

2006

Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest

$1,066.2

1995

Die Hard: With A Vengeance

$366.1

2005

Harry Potter and the Goblet of Fire

$895.9

1994

The Lion King

$768.2

2004

Shrek 2

$919.8

1993

Jurassic Park

$914.7

2003

The Lord of the Rings: The Return of the King

$1,119.1

1992

Aladdin

$504.1

2002

The Lord of the Rings: The Two Towers

$923.3

1991

Terminator 2: Judgment Day

$519.8

2001

Harry Potter and the Sorcerer's Stone

$974.7

В конце ХХ века три фильма из «десятки» - это боевики, еще три – фантастические триллеры, два – мультфильмы, и оставшиеся два – драма «Титаник» и фильм вне категорий – «Звездные войны».

Обратите внимание на основную тенденцию: боевики и фантастические триллеры. Фильмы о силе и сильных людях.

Первое десятилетие XXI века похоже только наличием в «десятке» двух мультфильмов. 

В «десятке» нет ни одного боевика (!).

Четыре фильма – из разряда типичного «фэнтези» - по два «Властелина колец» и «Гарри Поттера»; 

Две части «Пиратов Карибского моря» - приключенческий фильм, тоже не без доли «фэнтези», героический фильм-комикс «Черный Рыцарь» и фильм «вне категорий» - «Аватар» - кстати, если бы не он, на первое место по сборам в 2009 году вышла бы очередная часть «Гарри Поттера».

А что в это время происходило в литературе?

Тенденция еще более показательная. Посмотрим данные о продажах онлайн-магазина Amazon.com.

В лидерах каждого года за десятилетие 2001-2010 гг. плотно обосновались три автора: Джоан Роулинг, Стефании Майер и Дэн Браун.

Эту же тенденцию подтверждает исследование, опубликованное на ресурсе bestsellers.about.com:

 Три самых популярных книжных серии начала XXI века – это «Гарри Поттер», «Сумерки» и трилогия Дэна Брауна, в которую вошел «Код Да Винчи».

Масштабы популярности этих книг поражают воображение:

«Код Да Винчи» продан тиражом более 80 миллионов экземпляров. Это одна из самых продаваемых и читаемых книг в мире; для сравнения – С момента первой публикации «Над пропастью во ржи» Сэлинджера до настоящего времени было продано всего 65 млн. экземпляров. Кстати говоря, и экранизации книг Дэна Брауна достигли приличного успеха: «Код Да Винчи» в 2006 году в мировом прокате занял 2 место по сборам, уступив лишь «Пиратам Карибского моря», а «Ангелы и демоны» в мировом прокате 209 года вышли на 9 место.

Серия книг о Гарри Потере разошлась по миру тиражом более 400 миллионов экземпляров. Это в 4 раза больше чем все книги о Джеймсе Бонде вместе взятые и – о ужас! - почти в 6 раз больше чем все книги про Вини – Пуха.

Что же объединяет книги Дэна Брауна, Стефании Майер и Джоан Роулинг?

В компьютерных технологиях есть такое направление «Дополненная реальность» (augmented reality). Это, например, когда в Google Maps на снимок со спутника накладывается карта дорог и населенных пунктов. Или одеваете очки со встроенными мониторами – и когда смотрите на какой-нибудь бъект, компьютер выдает вам на монитор в очках информацию об этом объекте.

Так вот, все три книжных серии, о которых идет речь, воплощают именно эту концепцию, только к картинке реального мира добавляются уже не факты и цифры, мистика и «конспирология»: наша реальность оказывается дополненной неким «мистическим» миром.

При этом, реальный мир описывается автором максимально блзкими для читателя понятиями:

  • Действие происходит в наше время и в узнаваемых местах (Лондон, американская «глубинка» и т.д.)
  • Все написанное происходит с обычными людьми, а не какими-то троллями, хоббитами и эльфами.
  • Автор преподносит читателю знакомые ему современные проблемы: школа, отношения детей/подростков между собой и с родителями…

Роулинг, Майер и Браун очень точно и полно покрыли своими произведениями весь возрастной состав читательской аудитории. Ведь читатель обычно склонен ассоциировать себя с героем книги. Но кроме возраста героя, авторы очень точно попали в подсознание читателя: Ребенок растет и верит в сказки и магию – и вот вам – Хогвардтс и чародеи. Подросток в сказки уже не верит, но верит в мистику, а еще его (ее) очень волнуют отношения полов – и вот вам вампиры, оборотни, любовь и душевные терзания. А взрослому человеку – верить в волшебников и вампиров как-то неприлично, но тяга к чему-то сверхъестественному остается – и он верит в «теории заговоров» - в то, что существуют некие тайные организации, которые стремятся всё и всех подчинить своим правилам…

Но возникает вопрос – почему же художественная литература с примесью мистики и конспирологии стала сверхпопулярна именно в последние десятилетия? Может быть, не было достойных произведений на эти темы ранее? Отчего же -  были, причем, такие предшественники были у каждого из трех рассматриваемых авторов.

Лиза Джейн Смит выпустила первую книгу серии «Дневники вампира», сюжет которой очень схож с «Сумерками» в 1991 году; Диана Уинн Джонс, с которой постоянно сравнивают Джоан Роулинг, начала выпускать цикл книг о магах и магии «Миры Крестоманси» с конца 70-х годов ХХ века, а мотивы «Кода Да Винчи» невооруженным глазом можно разглядеть в романе «Маятник Фуко» Умберто Эко 1988 года.

У нас есть как минимум, три теории, которые объясняют невероятную популярность книг с мистическим уклоном в первом десятилетии XXI века:

Теория №1: Теория Общественного запроса. 

Дело в том, что люди всегда стремятся к сверхспособностям. Поскольку читател ассоциирует себя с героями книг, его ожидания от сверхспособостей должны соответствовать качествам героя. И если раньше в сверхспособностях лидировали сначала - сила (античные герои), а затем - интеллект (Шерлок Холмс, Пуаро и т.д.), то в наше время – сила не слишком востребована, а демонстрирующие крепкую мускулатуру культуристы вызывают чаще улыбки чем восхищение, да и интеллект – уже не в дефиците, да и его недостаток легко можно восполнить использованием современных информационных технологий – к примеру, необязательно обладать энциклопедическими знаниями – достаточно иметь смартфон с выходом в Интернет – и в поисковой системе найдется всё. А вот мистические и магические способности – так просто не даются. К ним-то человечество и устремило свои ожидания.

Теория №2. Конспирологическая.

Здесь все предельно просто: Некие тайные организации (а может быть, и не тайные, а вполне явные – в лице правительства, Федеральной Резервной Системы США или еще кого-нибудь) специально насаждают мистические книги и фильмы, чтобы отвлечь народ от реальных проблем. Не исключено, что этот сюжет уже лег в основу четвертой книги Дэна Брауна из серии «Код Да Винчи».

Теория №3. Эзотерическая.

В 2012 году грядут Большие Перемены, связанные с переходом человечества на другой энергетический уровень, и люди к этому подсознательно готовятся. Поэтому авторы, режиссеры, сценаристы все больше ориентируются на произведения, где участвует магия, мистика, сверхспособности, а читатели и зрители, в свою очередь, эти произведения с удовольствием потребляют.

Мы предлагаем вам самим выбрать, какая из теорий вам ближе. Ясно одно: мистика плотно вошла в нашу жизнь, пока – через литературу и кино, и очень вероятно, что она станет со временем таким же нормальным явлением как казавшиеся когда-то фантастическими дедуктивный метод Шерлока Холмса или сверхмощные мускулы Геракла. 

«А что же, всё-таки, искал в сумерках Гарри Поттер?» - спросите вы. 

Он искал своего читателя. И нашел его очень быстро – причем, не одного, а сотни миллионов читателей. Иначе и быть не могло: ведь наш Гари Поттер – мальчик с сильными магическими способностями.

Авторы: Анна Матари, Дмитрий Тихонов. Источник: CITYCELEBRITY.RU

Экспертные колонки на CITYCELEBRITY.RU

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются