Как преуспеть в рекламе
Режиссер Брюс Робинсон
Уже в 1989 году был снят фильм, название которого звучит как рекомендация рекламщикам - Как преуспеть в рекламе. Герой фильма, успешный работник рекламного агентства, довел себя до нервного срыва и галлюцинаций. Фантистическая сатира, главным действующим лицом которого стоновится огромный прыщь, критикует общество потребления, в котором реклама заставляет людей покупать совершенно ненужные им вещи.
Лондонский Time Out откликнулся на фильм неоднозначно - похвалив за блистательное начало, журналист остался недоволен "повторяющимися проповедями о манипуляции рекламщиков с Мэдисон-авеню (район в Нью-Йорке, где располагалось большинство рекламных агентств) и их международных коллег". Возможно, сравнение рекламы с гноем понравится не всякому, но фильм стоит посмотреть хотя бы ради натуралистичных спец-эффектов, выполненных более 20 лет назад.
Святоша
Режиссер Стивен Херек, США, 1998
Хорошая реклама - нетрадиционная реклама. Пожалуй, любое рекламное агентство в мире не отказалось бы привлечь в свой штат такого оратора, как Эдди Мёрфи. В фильма Святоша он играет проповедника, который спасает телевизионное шоу "Магазин на диване" от разорения. Обаяние, искренность и возвышенность героя гипнотизирует "покупателей на диване", и хотя он призывает их перестать покупать и обратиться к своему внутреннему миру, зрители начинают обрывать телефон Магазина, заказывая товары.
Time Out London называл фильм "циничной болтовней о зле потребительства", отметив, что широкая общественность никогда не будет фанатеть от святоши. В качестве плюсов фильма автор рецензии выделил контраст наивных манер Мёрфи и беспринципности директора Магазина на диване. Кроме того, хорошо и смешно передан китч он-лайн шоппинга, особенно если учесть, что фильм снят в 1998 году.
Чего хотят женщины
Режиссер Нэнси Мейерс, США, 2000
Для того, чтобы сделать хорошую рекламу - надо прочитать мысли потенциальных клиентов. В фильме Чего хотят женщины герой в действительности научился читать мысли своей аудитории, что принесло ему ошеломляющей успех в работе, но, соответственно, усложнило личную жизнь.
Если процесс создания рекламного ролика для кроссовок показан в фильме вполне увлекательно, то изображением женщин кинообозреватели остались недовольны: "Если бы авторам фильма хватило храбрости показать непростой внутренний мир женщин, то он оставлял бы гораздо более вдохновляющее впечатление", пишет корреспондент The New York Times.
Здесь курят
Режссер Джейсон Райтман, США, 2005
Здесь курят - кинолента не о работнике рекламного бизнеса, а о лоббисте, пропагандирующем курение. Фильм-рассуждение о том, есть ли в рекламе место этике.
Несмотря на то, что главный герой - не рекламщик, методы его работы весьма близки этой профессии. "Мистер Райтман, автор сценария, в прошлом занимался телевизионной рекламой, что должно быть заметно", - пишет корреспондент The New York Times в рецензии о фильме.
Футурама
Американский сатирический мультсериал. Создатели: Мэтт Грейнинг и Дэвид Коэн. Первый сезон вышел в 1999 году
Тому, что не стоит верить рекламным акциям типа "найди специальный знак под крышкой Колы!", посвящена серия Футурамы первого сезона Fry & the Slurm Factory. Серия начинается с рекламной кампании зеленовато-болотного напитка Slurm, местной футурамовской колы. Герой сериала Фрай не может прожить и "12 минут без глотка Slurm", и даже когда узнает отвратительную тайна производства напитка, он не может отказать себе в любимом удовольствии.
Симпсоны
Американский мультсерил. Создатель Мэтт Грейнинг. Первый мультфильм вышел в 1987 году.
Реклама убеждает нас в существовании вещей. Сериал Simpsons доказал, что если реклама выдуманного товара будет регулярно появляться на телеэкранах, то рано или поздно начнет казаться, что он реально существует, и люди захотят его. Гениальный лозунг Гомера Симпсона "Так выпьем же за алкоголь, причину и способ решения всех наших проблем!" сделал его любимое пиво Duff настолько популярным, что многие корпорации по производству напитков хотели бы выпустить продукцию с таким названием. Создатели Симпсонов запретили использование этого названия в США, но в Европе реально существует пиво и энергетические напитки Duff.
99 франков
Франция, 2007. Режиссер Ян Кунен, авторы сценария: Фредерик Бегбедер, Николя & Брюно, Ян Кунен.
Самый известный фильм о рекламном бизнесе и обществе потребления - 99 франков - учит нас по сути тому же, что и Симпсоны - окружающая жизнь копирует рекламу, а не наоборот.
Когда книга 99 франков была опубликована, ее автора Фредерика Бегбедера уволили из рекламного агентства, где он работал. "Это неудивительно, - считает корреспондент The Guardian, - Эта книга - атака на рекламу". Сам автор признается: "Я провел жизнь, обманывая вас. Я больше не хочу говорить неправду: я не собираюсь быть милым рассказчиком".
Не перегнули ли палку создатели книги и фильма, изображая рекламного агента таким беспринципным и аморальным? Нет, считает автор рецензии в The Guardian: "Герой и Бегбедер знают свое дело".
Многосерийный фильм Mad Men
США. Обладатель четырех "Эмми" в номинации "Лучший драматический сериал". Премьера состоялась летом 2007 года. Показано четыре сезона, в марте 2012 ожидается пятый.
Мораль 99 франков доказывается героями сериала про рекламный бизнес в Нью Йорке 60-х годов - Mad Men. То, что принято называть «любовью» было придумано такими циниками, как я, чтобы продать колготы, - считает один из его героев.
Название сериала имеет два значения - "безумцы" и сокращение от Madison avenue ad men - Madison avenue в 50-х и 60-х годах было местом расположения крупнейших рекламных агентств и Рекламщикам из сериала можно только позавидовать: "Рекламный бизнес процветал, не обремененный старением читательской аудитории, падением популярности газет, цифровым телевидением и интернетом, влиянием государства и общественного мнения", пишет с нескрываемой ностальгией журналист The New York Times об атмосфере сериала и того времени.
Семейка Джонсов
Режиссер Дерик Борт, США, 2009
Семейка Джонсов - фильм о селф-маркетинге. Если люди хотят тебя, они хотят и то, что у тебя есть. Особенно если речь идет о Дэвиде Духовны и Деми Мур, которые играют идеальную пару, чья жизнь - постоянный product placement.
Критики были достаточно единогласны в оценке картины - если первая часть остроумно изображает доведенный до абсурда селф-маркетинг, то во второй части герои снимают свои маски, и обманутыми себя чувствуют не только влюбившиеся в них соседи и друзья, но и зрители фильма.
Generation П
Режиссер Виктор Гинзбург, Россия, 2011
Тот, кто хотел увидеть в фильме Generation П что-то подобное 99 франков, но с учетом российских реалий, был разочарован. Главный герой Вавилен - не просто рекламщик, он и выпусник литературного института, и продавец чеченского ларька, и создатель новой русской национальной идеи. Реклама здесь рассматривается в максимально широком смысле сова - от продвижения товаров и политических деятелей до создании картины российской действительности в целом.
"Как и роман, картина не стремится быть максимально понятной", - оправдывает сложность восприятия фильма Газета.ру. А Ведомости по этому поводу так характеризуют экранизированную книгу: Роман о виртуальной и галлюциногенной природе российской реальности, созданной криэйторами из мира рекламы и масс-медиа
Комментарии
Подписаться