Как это ни странно, но даже в СССР существовал телевизионный рекламный рынок. Правда, рынком это можно было назвать с большой натяжкой, так как партийное руководство, разумеется по идеологическим причинам, не могло позволить активно развиваться этому сектору экономики.
С другой стороны, надо же было каким-то образом заставлять советских граждан пользоваться всеми новейшими разработками промышленности, ибо граждане все больше норовили урвать что-нибудь заграничное, из соцлагеря, так как всем было доподлинно известно, что любое советское изделие в 99% случаев нуждается в дополнительной доводке до ума. Однако реклама давала возможность хоть как-то привлечь внимание к советской продукции.
Уже в конце 60-х на Центральном телевидении появляются первые рекламные программы. Да-да, именно программы, которые пропечатывались в сетке передач. Как правило, они состояли из набора нескольких идущих друг за другом роликов длительностью не меньше минуты, в которых неторопливо рассказывалось о тех или иных продуктах, например, о «регуляторах тока с сенсорным управлением» или «миниатюрных кассетных магнитофонах». Разумеется, создатели этих роликов пытались использовать весь технический потенциал оборудования, поэтому количество телевизионных эффектов было громадным.
Блок из трех рекламных роликов
Чуть лучше с креативом было в прибалтийских республиках, то ли от более близкого соседства с западными странами, то ли по каким-то другим причинам. Реклама, производимая в этом регионе, была весьма приближена к тому, что снималось в остальном мире, разумеется, со скидкой на советскую действительность. Во всяком случае фоновая музыка была куда бодрее и веселее.
Реклама косметических средств
Эстонская обувная фабрика
Реклама жевательной резинки
Чуть особняком стояла мультипликационная реклама: длительность роликов в среднем составляла 2 с половиной минуты. Убивалось как минимум сразу два зайца: во-первых, воплотить задумку в рисованном виде гораздо проще, чем снимать с использованием эффектов; во-вторых, такую рекламу смотрели и дети, с младых ногтей усваивая информацию о величии советской жизни и промышленности. Правда, анимационная реклама носила в основном социальный характер, или рассказывала о вещах, недоступных для понимания иностранцев, например о том, как обогреть палатку.
Полезные советы профессора Чайникова. Как обогреть палатку
Полезные советы профессора Чайникова. Как побелить потолок
Берегите электроэнергию
Во времена перестройки ситуация изменилось. Взяв курс на гласность и хозрасчет, жизнь страны трансформировалась во всех областях, включая и область телевизионной рекламы. В 1989 году снимается экспортная реклама машин «Таврия» на английском языке, в которой уверялось, что данный агрегат расходует ну просто капельку бензина (в ролике «счастливый» автовладелец заправляет заглохшую машину от зажигалки). Ну а в 1990 году на советские экраны вышел сложнопостановочный (по тем временам), яркий (по тем временам) и необычный (по тем временам) ролик Московского вентиляторного завода, с песнями, плясками и даже слоганом!
Реклама ZAZ
«Вам пора, и вам пора с вентиляторным заводом заключать договора»
Как бы ни наивно смотрелось это сегодня, советская телереклама, тем не менее, оказала огромное влияние на нынешний рекламный телерынок. Во всяком случае иногда складывается впечатление, что творцы Московского вентиляторного до сих пор успешно креативят по старым лекалам.
Комментарии
Подписаться