Несколько лет назад российский ученый Александр Лавренов изобрел способ вывести рекламу на околоземную орбиту. По замыслу изобретателя, благодаря отражателям солнечного света, установленных на спутниках, цепь таких аппаратов создаст гигантское табло, на котором земляне смогут, читать слоганы, или видеть на звездном небе логотипы брендов. Прошли годы, а «воз и ныне там» – про догадливого Лавренова написали с десяток статей и благополучно забыли. Но не все: желающих реализовать свою креативную концепцию в безвоздушном пространстве по-прежнему достаточно.
В 1993 году американская компания Space Marketing Inc взбудоражила рекламный мир заявлением о начале создания «Космической Доски Объявлений» размерами в один квадратный километр. Рекламный щит предполагалось запустить на низкую орбиту, что позволило бы видеть его с Земли. Инвесторы на уговоры рекламщиков не поддались, и проект вскоре свернули из-за отсутствия финансирования. В этом же году американский конгрессмен Эд Маркей утвердил закон, который запретил компаниям США открыто продавать рекламу в космосе. Закон был позже отредактирован, разрешив субсидирования космических полётов за счёт рекламы на форме космонавтов или космических аппаратов.
В отличие от американских астронавтов, которым категорически запрещено сниматься в рекламе, отечественные космонавты не раз принимали участие в продвижении торговых марок. Первой ласточкой «космической рекламы» в России стала ракета-носитель «Протон-К», которая в октябре 1992 вынесла на орбиту логотип табачной компании West. Тогда акция принесла «Главкосмосу» около 70 тысяч долларов. С тех пор реклама стабильно приносит солидную прибыль отечественной космонавтики. Вот только некоторые наиболее известные космические рекламные кампании. В 1996 году со станции «Мир» в открытый космос отправили макет банки Pepsi-Cola высотой 1,2 метра и плакат «Pepsi – это твое время» Космонавты Михаил Тюрин и Владимир Дежуров в 2001 году разместили на борту Международной космической станции (МКС) рекламу компании Kodak. Через несколько лет Михаил Тюрин уже снимался в рекламе одной из фирм-производителей спортивных товаров, отправив в околоземное пространство мячик для гольфа.
Предприимчивые японцы также не обошли своим вниманием МКС. В 2002 году они запустили в эфир национального телевидения ролик, рекламирующий напиток Pocari Sweat. В рекламе российский космонавт хватает пролетающую мимо бутылку японского напитка Pocari Sweat и выпивает ее, глядя на Землю в иллюминатор МКС. Ролик наделал много шуму в Рунете, лучшим резюме пользовательских дискуссий стал едкий выпад одного из российских сайтов: «Наверное, бутылку выбросил за ненадобностью американский или японский космонавт. А наши – не гордые, наши подобрали».
Слухи о создании коммерческого предприятия, которому принадлежат эксклюзивные права на рекламу в космосе, впервые появились в СМИ в 2006 году. Согласно информации, опубликованной в газете «Коммерсант», туристическая компания Evita, которая ранее занималась турами на космодром Байконур, получала эксклюзивные права на заключение «космических» рекламных контрактов. На интернет-сайте компании был размещен подробный перечень услуг с указанием цен. «Роскоссмос» поспешил скорее откреститься от звания «монополиста на космическую рекламу», назвав эти слухи «не соответствующими действительности» и дискредитирующими российскую ракетно-космическую промышленность.
Последнее слово в «космической рекламе» все же осталось за американцами. В прошлом году американский конгрессмен Кен Калверт внес в конгресс законопроект, разрешающий НАСА размещать рекламу в космосе. Вырученные средства конгрессмен планирует направлять на финансирование инициированной конгрессом программы НАСА под названием «Вызовы столетий» для «стимулирования инноваций в космических исследованиях и расширение интереса частных предпринимателей к деловым и коммерческим проектам в космической сфере». Впрочем, бизнес космосом заинтересовать не сложно, ему надо лишь доходчиво объяснить, где прибыль. Главное, чтобы развитие «индустрии космической рекламы», которой все-таки быть (пусть и не скоро), не заставило переписать слова известной песни, в которой «цветущие яблони» заменили бы на «растущие бигборды». А пока никакая креативная пошлятина не будет нам мешать любоваться звездным небом.
© Светский
Комментарии
Подписаться