Views Comments Previous Next Search

ТОП 10 кинематографистов, преуспевших в кино и рекламе

94149
НаписалТОП10 ТОП1015 июня 2009
94149

Автор: Олег Пучко

Кинематографистов, которые пришли в кино «окольными путями», из рекламы или клипмейкерства, в наши дни довольно много. Из громадной, без преувеличения, массы режиссеров «большого кино», в то или иное время соприкасавшихся с рекламой, мы выделили самых, с нашей точки зрения, заметных:

01. РИДЛИ СКОТТ

Автор таких шедевров, как «Чужой», «Бегущий по лезвию» и «Гладиатор», снимал рекламу еще в 1973 году. Именно тогда, за четыре года до своего полнометражного дебюта (фильм «Дуэлянты»), англичанин снял неказистый ролик в деревенском антураже для хлебопекарни Hovis. Ничего экстраординарного в визуальном ряде клипа не было, однако много лет спустя газета The Independent признала эту работу «лучшей рекламой всех времен в Великобритании». Пять лет спустя, уже в ранге режиссера фильма «Чужой», Скотт снимет рекламу для «Шанель №5», которая останется в ТВ-ротации до первой половины 90-х. Настоящим же переворотом в мире рекламы суждено было стать ролику «1984», снятому для первого в мире компьютера Macintosh и вдохновленному одноименным романом-антиутопией Джорджа Оруэлла. На его съемки был выделен беспрецедентный бюджет в $900 тыс.
Ролик принес своему автору гран-при на «Каннских львах», а ряд специализированных изданий (например, Advertising Age или TV Guide) назвал «1984» лучшей видеорекламой всех времен и народов.


Реклама Chanel №5
Реклама 1984

02. ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ
Режиссеру Тимуру Бекмамбетову за относительно короткий промежуток времени удались сделать три по большому счету немыслимые вещи. Во-первых, своими «Дозорами» он воскресил российское коммерческое кино. Во-вторых, сняв фильм «Ирония судьбы. Продолжение», он затащил в кинотеатры людей, не бывавших там со времен советской власти. В-третьих, его картина «Особо опасный» имела колоссальный успех в Голливуде.
Все это произошло в недавнем прошлом, а в 90-е Бекмамбетов оттачивал свое мастерство, снимая рекламные ролики для крупных корпораций, которые сегодня уже стали классикой рекламной индустрии. Его цикл имиджевых рекламных роликов, снятых для банка «Империал» на различные исторические сюжеты (Бекмамбетов представлял зрителю, среди прочих, Чингисхана, Наполеона, Тамерлана и Николая I), совершил свое время настоящую революцию в качестве российской рекламы. Не менее известна серия рекламы для банка «Славянский», вдохновленная стихами Мандельштама, Блока, Есенина, Хармса и Пушкина. На счету режиссера также: имиджевый ролик для украинского телефонного оператора «Киевстар», с Жераром Депардье в главной роли, ролики, снятые для разорившегося после кризиса 1998 года банка «Менатеп», а также для таких известнейших брэндов, как Kodak, Hitachi, Sprite, Nescafe и Pepsi. Рекламное прошлое у Бекмамбетова, к слову, явственно ощущается в «Ночном дозоре»: такого количества product placement не увидишь даже в цикле о Джеймсе Бонде.

Ролик «Киевстара» с Депардье
Все ролики «Банка Империал»
Избранная ТВ-реклама


03. МИШЕЛЬ ГОНДРИ

Мишель Гондри, француз, снимающий ни на что не похожее в мире кино(«Наука сна», «Вечное сияние чистого разума»), когда-то опередил время.
Первая «Матрица» с ее техникой замедленных съемок bullet time (многократно замедленным полетом пули) появилась только в 1999 году, а Гондри уже использовал этот эффект в своей рекламе водки «Smirnoff», напоминающей короткометражный боевик. Его же ролик, посвященный Polaroid, можно расценивать как короткометражный фильм о Токио. Реклама детской линии одежды Gap с танцующими подросткамм безотказно дарила радость и была предельно оригинальной. Но, пожалуй, самая резонансная его реклама – это ролик Levi's с русалками, спасающими моряка во время шторма. Когда-то на европейском ТВ от нее буквально не было спасения, а песня из ролика Underwater Love группы Smoke City стала безусловным хитом в Великобритании.

Ролик Levi's Mermaids
Ролик Polaroid

04. ДЭВИД ФИНЧЕР
Автор таких культовых художественных фильмов, как «Семь», «Бойцовский клуб» и «Зодиак», до того, как взяться за полный метр, успел поработать младшим ассистентом в компании Industrial Light & Magic, делающей лучшие в миры спецэффекты, а затем режиссером рекламных роликов и клипмейкером. Его первый удачный опыт в рекламе – социальный ролик о вреде курения беременными женщинами, сделанный для Американского общества борьбы с раком, в котором младенец затягивается сигаретой прямо в утробе. Примечательны также реклама Nike с участием реальных звезд Национальной лиги американского футбола, футуристическая реклама «Кока-Колы», изображающая погоню за счастьем на роликовых коньках и безумный кибер-танец в рекламе кроссовок «Адидас». Плюс промо-клипы для Levi's, Converse, Sony и Revlon.


Ролик Levi's 501
Ролик Mechanical Legs (полная 4-минутная версия)

05. СПАЙК ДЖОНЗ
Американец Спайк Джонз – необыкновенно многогранная личность: неординарный режиссер («Быть Джоном Малковичем» – один из самых странных фильмов современности), продюсер, редактор, фотограф, один из создателей шоу MTV «Чудаки», совладелец фабрики по производству скейтбордов и, наконец, без преувеличения потрясающий клипмейкер и рекламист. В рекламе Adidas (Hello Tomorrow) он заставляет зрителя поверить, что в правильной обуви можно одним прыжком перемещаться из квартиры на улицу, а из шумного города – в лес. Известны также его ролики, снятые для Ikea (про настольную лампочку, которую бросила хозяйка) и Levi's (например, о чудесном исцелении тяжело больного). Но лучший ролик Джонза – это реклама сети магазинов одежды Gap «Pardon Our Dust». В этом сюжете персонал магазина учиняет настоящий разгром – с яростью разносит прилавки, уничтожает товар и бьет стекла. Смысл этого беспредела раскрывает рекламный слоган «Грядет новый Gap». Великолепно, изобретательно, запоминается сразу: немудрено, что в 2005 году Гильдия режиссеров Америки наградила Джонза «за выдающиеся заслуги в рекламе».

Ролик Doctors (Levi’s)
Ролик Adidas (Hello Tomorrow)

06. ТОНИ СКОТТ

Младший брат Ридли Скотта нашел в себе талант и сумел выйти из тени своего прославленного родственника. Например, именно он сделал суперзвезду из Тома Круза в «Лучшем стрелке» (а позже познакомил актера с его будущей женой Николь Кидман на съемках «Дней грома»), открыл миру Квентина Тарантино, сняв по его первому сценарию «Настоящую любовь». Другие
известные его работы в кино – «Гнев», «Дежа вю» и «Враг государства».
Еще в 1973 году Тони вместе с братом создали компанию RSA (расшифровывается как Ridley Scott Associates), которая по сей день успешно занимается производством рекламы. Скотт-младший создал немало роликов различного содержания и качества. Один из бесспорных успехов – яркая, эксцентричная короткометражка с Клайвом Оуэном и Джеймсом Брауном, снятая для BMW.
Ролик Saab 900 Turbo «Nothing On Earth Comes Close», в котором камера фиксирует снизу взлетающий самолет, обратила на Скотта внимание ключевых голливудских продюсеров. В рекламе сигарет Marlboro «One Man, One Land» Скотт применил свои излюбленные режиссерские приемы: рваный монтаж и бурную игру цвета. А вот ролик Ice Soldier в его исполнении – это настоящая военная пропаганда, но какая лаконичная и с каким правильным посылом! Среди других заметных рекламных работ Скотта – ролики для банка Barclays, в которых снялись, на минуточку, Тим Рот и Энтони Хопкинс, и для компании Telecom Italia.

Ролик Marlboro (One Man, One Land)
Ролик Saab 900 Turbo


07. ЯРОСЛАВ ЧЕВАЖЕВСКИЙ

Карьера Ярослава Чеважевского началась в 1990 году, когда он впервые оказался на телевидении. Сегодня он – рекламист с большой буквы, копирайтер, автор порядка тысячи роликов, режиссер продакшн-студии «Ярче!Фильм», академик Российской Академии рекламы, постоянный член жюри всевозможных рекламных конкурсов.
Он – автор таких броских слоганов, как «Кнорр – вкусен и скор», «Яблоко огрызается, но не сдается» и «Херши-кола. Вкус победы». Снимал видеорекламу для Danone, Ikea, Билайн и многих других известных компаний.
В кино Чеважевский дебютировал избыточно сентиментальной, но оставляющей сильное впечатление драмой «Кука» (2007), в 2009 году завершил съемки комедии «На море». Можно с уверенностью сказать, что как у кинематографиста у Чеважевского
большое будущее.


Ролик сока «Фруктовый сад»
Портфолио режиссера с возможностью просмотра роликов

08. РОЙ АНДЕРССОН

Шведа Роя Андерссона у нас знают как автора артхаусных шедевров о неминуемом конце света (вроде «Песен со второго этажа» и «Ты, живущий!»), полных гротеска, курьезных ситуаций. Визуальный ряд в них такой, что каждый кадр хоть на стену вешай. Андерссон снимает крайне редко (четыре полнометражных фильма за 27 лет), но рекламу производит стахановскими темпами – в
его резюме около 400 работ. Она удивительна и стоит совершенно не похожа на прочие ТВ-ролики.
В исполнении Андерссона даже коммерческая реклама выглядит как общественная критика. Вот большая американская семья смотрит лотерею по телевизору, так и не поняв, какие номера оказались выигрышными. Вот врачи копаются в сумочке пациентки, недовольные суммой, которую она им заплатила. Вот мужчина, несущий несколько сумок, спотыкается в подземном переходе – его вещи моментально растаптывают безразличные прохожие. «Почему мы должны волноваться друг за друга?» – гласит слоган, появляющийся в конце. Оказывается, это была реклама Социал-демократической партии.

09. ДЭВИД ЛИНЧ

Мастер экспериментов над зрительскими мозгами не слишком часто балует поклонников: за последние 10 лет он успел снять всего три фильма. В сфере рекламы он куда более активен, и, что не менее важно, разнообразен. Например,
его рекламный ролик парфюма Gucci By Gucci с танцующей моделью – это изящный, но, прямо скажем, обычный поп-клип. Проста и реклама духов Opium (крупные планы красавицы, никаких излишеств), и Calvin Klein Obsession (правда, в этом ролике задействоваты Бенисио Дель Торо и Хизер Грэм).
Его представление Nissan Micra интереснее – с автомобилем, движущимся мимо футуристических зданий, на которых то и дело появляются гигантские губы и слова simpology и technology. А вот где апологет трансцендентальной медитации полностью раскрыл свою страсть к странностям на грани фола, так это в рекламе приставки Sony Playstation 2. В этом ролике мужчина бродит по
темному задымленному коридору, а его голова то отрывается от туловища, то прирастает обратно. Наконец, герой ролика видит троих сидящих на диване людей: своего двойника, безжизненную мумию и какое-то существо с головой утки, произносящее нечто нечленораздельное. После такого на безобиднейшие вещи, вроде игровой приставки, смотришь с опаской.

Ролик Gucci By Gucci
Ролик Nissan Micra

10. МАЙКЛ БЭЙ

Голливудский режиссер, любитель избыточной зрелищности («Трансформеры»,«Армагеддон» и «Перл Харбор»), в первой половине 90-х промышлял менее амбициозными проектами, а именно, музыкальными клипами и рекламой.
Например, он снял цикл Got Milk? – весьма забавные, несколько язвительные ролики, направленные на повышение продаж молока в США после 20-летнего спада. Благодаря им, он стал лауреатом американских Cleo Awards «За лучшую рекламу года» и получил Серебряного льва на «Каннских львах» в Европе. В своей рекламе Nike режиссер приглашал героя-афроамериканца в волшебный магазинчик, где таинственный хозяин, как будто сошедший со страниц книг Джоан Роулинг, вместо обуви предлагал покупателю крошечных лилипутов.
Новые модели «Шевроле» Бэй снимал с лихостью сериала «Форсаж». В рекламе пива Budweiser показывала экстра-класс старушка с электрогитарой. Сейчас же кинематографист, окончательно и бесповоротно ушедший в блокбастеры,рекламирует высокоскоростной интернет, с гордостью объявляя сразу же в начале клипа: «Я – Майкл Бэй, режиссер «Трансформеров».

Ролик Budweiser

Ролик Chevrolet

Рассказать друзьям
9 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются