В 1992 году единственым местом, где можно было увидеть “двадцатку эмтиви” (до сих пор помню с какой интонацией произносил эти слова Игорь Кириллов) были трансляции телекомпании ВиД. Но для этого приходилось просить родителей остаться в их комнате посмотреть телевизор подольше. Эти клипы сразу врезались в память: Sinead O'Connor, Madonna, Tanita Tikaram... Я отчаянно хотел свое MTV.
Когда мне стало 16 лет у меня уже появился свой телевизор в комнате, но теперь я слушал только грандж и альтернативу, и мейнстримовое MTV меня немного напрягало. Приходилось терпеть всех этих Еast 17 и эросов рамаццоти, чтобы увидеть наконец тот самый клип с четырьмя Alanis Morrissette в машине или Red Hot Chili Peppers в серебряной краске. Каждый кадр, каждый звук казался обрядом инициации, посвящением, особым переживанием.
Но как бы ни была хороша песня, всегда наступал тот момент, когда песню «заслушивали». Я возмущался тому, что везде игрались только заезженные песни, и запрещал своим друзьям ставить одну и ту же песню «Нирваны» в двадцатый раз. Кто-то в ответ говорил мне, что ему нравится ставить, например, Under The Bridge на «repeat», чтобы полностью погрузиться в настроение песни.
Меня это возмущало. Особенно я переживал, когда ставят тогда еще единственный альбом Portishead просто «для фона». Для меня музыка всегда была всепоглощающим процессом. Она не могла быть фоном для чего бы то ни было!
Получалось, что, с одной стороны, все мои друзья, конечно, были не довольны засилием попсы, а, с другой стороны, сами были активными агентами превращающими все «непопсовые» песни в ту же «заезженную» попсу. По сути все были согласны с тем, что кормятся из одного большого трубопровода наполняемого согласно политике MTV.
Приходилось искать жемчужины ни кем не «затертые» и не «заслушанные», вылавливать их в тонких ручейках дисков и кассет привозимых «оттуда». Пока не появился новый поток…
Где-то в 1997 году я скачал свои первые два mp3-файла в Интернет-классе оплаченном Фондом Сороса. Это была группа Veruca Salt. Я помню, как выглядели эти драгоценные ссылки синим по черному на каком-то фанатском сайте на GeoCities. Помню, как я их мучительно выкачивал на трехдюймовую дискету.
Потом уже поток mp3-файлов было не остановить. Вы и сами знаете всю историю от Napster до iTunes Store и торрентов…
Тектонические плиты сдвинулись, и ландшафт распространения и потребления медиа изменился полностью. Рекорд-лейблы бьются в агонии, MTV убрало слово music из своего названия, а сами музыканты постепенно осознают, что, по сути, их эра только начинается.
К примеру, Билли Корган - не первый, кто стал распространять свою музыку через свой сайт. Но в его случае есть небольшое отличие: чтобы перейти к закачке не надо вводить емейл. Это значит, что группа The Smashing Pumpkins не собирается докучать фэнам предложениями купить майку с логотипом… и вобще ничего не просит взамен от слушателей, кроме как слушать.
Фактически, все, что они хотят – это способствовать смене самой парадигмы знакомства с новой музыкой.
В эпоху существования «Одного большого трубопровода» телеканал MTV буквально заталкивал хиты нам в глотку. Даже если это была твоя любимая песня, через неделю ее жесткой ротации начинало тошнить уже от первых аккордов. Ведь когда люди звонили на радио они просили диск-жокея поставить «ту самую песню с дверным звонком» группы The Smashing Pumpkins, или «песню, в которой лает собака» группы Jane's Addiction.
Артистов всегда недоумевали: «Как же так? У нас же есть другие песни…»
Билли Корган все это удачно резюмировал: «Мы не хотим, чтобы люди судили о новом альбоме только по одной песне-синглу или по 30-секундному превью на iTunes. Пусть люди скачают целый альбом полностью и бесплатно (не давая даже своего е-мейла взамен), чтобы они смогли решить хорош он или плох. Мне всегда претил весь этот геморрой с бестолковыми интервью и прочим пиаром, который навязывал мне, как музыканту, мой лейбл. Я просто хочу, чтобы люди сами все послушали и поняли, стоит ли поддержать артиста и пойти на его концерт. Я просто хочу играть музыку». [Интервью с Dave Navarro. Dark Matter radio show. 2009-09-16.]
Это очень своевременный подход во времена засилья поверхностных знаний и мнений, сформированных по обрывочной информации.
И самое главное, что в итоге все сводится к очень выигрышной ситуации для обеих сторон! Мы, как слушатели, сможем слушать новый материал артистов в таком объеме, как нам захочется. Кто-то может скачивать отдельные треки и «затирать до дыр» сколько влезет в своем айподе. Другие послушают хотя бы три песни и смогут более веско выразить свое мнение в комментариях в Интернете.
Сам артист сможет найти настоящих поклонников своей музыки, которые, придя на его концерт, не будут жаловаться, что он не сыграл все свои greatest hits.
Есть только один подвох. У кого еще осталось время все это интернет-изобилие прослушивать? Может быть музыкантам стоит начать самим платить слушателям за прослушивание? Или писать Музыку, которую действительно хочется слушать? Канала, который сделает тебя звездой, благодаря тяжелой ротации, больше нет.
На входе в шоу-бизнес следует повесить табличку: «Внимание! Теперь внимание слушателей нужно заслужить». No more money for nothing and chicks for free.
Комментарии
Подписаться