Views Comments Previous Next Search

«Я, Робот», Алан Тьюринг, робот-пылесос ROOMBA и андроид Asimo — как все это взаимосвязано?

23330
Написалtemirov25 декабря 2010
23330
«Я, Робот», Алан Тьюринг, робот-пылесос ROOMBA и андроид Asimo — как все это взаимосвязано? — Наука и Технологии на Look At Me

   Мыслят ли роботы, обладают ли они сознанием, и что отделяет робота от человека, если он может мыслить и вести себя как человек? Философия, наука, литература и кино теснейшим образом соприкасаются, пытаясь ответить на эти вопросы.

  Со словом «робот» люди впервые столкнулись в 1921 году, после выхода в свет пьесы чешского писателя Карела Чапека «Р.У.Р.» (Россумские Универсальные Роботы, «робот» от чешского robota). Это слово подхватили иные писатели, и оно очень быстро вошло в обиход. Однако Карел Чапек никак не проблематизировал тему роботов и показал лишь один их вариант, по внешнему виду и поведению ничем не отличающийся от людей. В современной робототехнике этот вид роботов обозначается словом «андроид». Само слово «робототехника» появилось лишь спустя 20 лет, оно было введено фантастом Айзеком Азимовым в 1941 году в рассказе «Лжец».

Всего можно выделить три типа роботов.

   Первый — это роботы, которые выполняют какие-то функции вместо человека, они могут реагировать на окружающую среду и принимать какие-то решения, согласно программе, которая в них заложена. Это, например, C-3PO и R2-D2 из «Звездных войн». Такие роботы убираются, ремонтируют что-то, а так же убивают, в тех же «Звездных войнах» есть военные роботы. Но они не обладают мышлением, то есть они функционируют согласно своей программе.

«Я, Робот», Алан Тьюринг, робот-пылесос ROOMBA и андроид Asimo — как все это взаимосвязано?. Изображение № 1.

   Для философии подобные роботы не представляют особого интереса, так как они ничем не отличаются от калькулятора, который бы запрограммировали на выполнение определенных вычислений. Здесь не возникает тема искусственного интеллекта и роботов как таковых. Механизмы такого типа современная наука и техника называет промышленными роботами.

   Первый подобный робот был сконструирован в 1954 году. Он назывался Unimate. Уже в 1961 году он был установлен на заводе General Motors и выполнял вместо людей сложную и опасную работу, связанную с перетаскиванием раскаленных кусков железа. На современных заводах таких роботов стало в несколько раз больше. Широкое применение роботы получили и у военных, и у ученых. Но есть и современные роботы, предназначенные простым гражданам. Таковым является пылесос Roomba.

«Я, Робот», Алан Тьюринг, робот-пылесос ROOMBA и андроид Asimo — как все это взаимосвязано?. Изображение № 2.

   Второй тип — роботы, способные мыслить, принимать самостоятельные решения и т.д. Они так же созданы для того, чтобы быть полезными человеку, выполнять какую-то работу вместо него, однако уже обладают мышлением. Таких социально-полезных роботов по сути придумал Азимов. Он описывал общество, где роботы будут служить человеку. Наиболее известными произведениями, где роботы представлены мыслящими машинами, служащими во благо человека, стали рассказы «Я, Робот» и «Двухсотлетний человек». Азимову противостоял круг фантастов, произведения которых несли на себе отпечаток так называемого «комплекса Франкенштейна». Они, описывая общество, в котором роботы служат людям, всегда в итоге приходили к теме восстания роботов, которые либо уничтожали людей, либо порабощали, либо на крайний случай просто приносили большой ущерб человечеству, вынудив его вести с роботами войну. И действительно, что мешает роботом поднять восстание против человека, если они мыслят, а следовательно могут осознавать свое рабское положение? Азимов так же понимал это противоречие, и для его разрешения в 1942 году в рассказе «Хоровод» он ввел три закона робототехники, гласящие. что робот не должен причинять вред человеку и т.д. Эти три закона так же прочно заняли свое место в science fiction.

«Я, Робот», Алан Тьюринг, робот-пылесос ROOMBA и андроид Asimo — как все это взаимосвязано?. Изображение № 3.

«Я, Робот», Алан Тьюринг, робот-пылесос ROOMBA и андроид Asimo — как все это взаимосвязано?. Изображение № 4.

1. Андроид Topio, играющий в пинг-понг 2. Андроид Asimo

   Вот здесь возникает широкий круг философских проблем. Азимов, конечно, описал мыслящих роботов, но он не объяснил на каком основании он сделал вывод, что они мыслят. Созданию Unimate предшествовала Вторая Мировая Война, появление и развитие кибернетики, а так же первые попытки создания компьютеров под руководством Алана Тьюринга. Именно он заложил основы для дальнейших исследований в области искусственного интеллекта. Работая с вычислительными машинами, он размышлял о том, на каком основании можно будет сделать вывод, что машина мыслит. В 1950 году он написал статью «Вычислительные машины и разум». В ней он предложил тест, который может служить основанием для вывода о том, является ли машина разумной или нет. Его суть заключается в том, что человек должен опосредованно пообщаться с машиной и с человеком. Если он не сможет определить, кто из них является машиной, а кто человеком, значит машина прошла тест, и можно сделать вывод, что она разумна.

   С момента опубликования этой статьи было предпринято немало попыток для создания подобных машин. Вы и сами можете пообщаться с одной из наиболее удачных попыток, прототип которой был создан еще в 1966: http://alice.pandorabots.com

   Конечно, это машина не может поддержать разговор на какие-то актуальные темы, однако если посадить за компьютер ребенка, и сказать ему, что дочка ваших знакомых из Америки хочет с ним пообщаться, он навряд ли распознает в этой «дочке» компьютерную программу. Если предположить, что может быть создана подобного типа программа, общаясь с которой и взрослый человек не сможет распознать подвоха (а это уже практически реальность, просто в интернет еще не выложили), то может создаться иллюзия наличия у нее интеллекта. И здесь мы вступаем на поле проблем, связанных с искусственным интеллектом. Кстати, сам Тьюринг использовал термины «компьютерный» и «машинный» разум, а термин «искусственный интеллект» был введен в обиход другим исследователем искусственного разума — Джоном Маккарти, в 1956 году, уже после смерти Тьюринга.

   Но является ли поддержание машиной разговора свидетельством того, что она разумна, что она мыслит? Если исходить из предложенного Тьюрингом теста, то да. Эта позиция возымела много сторонников и противников. Одним из самых известных контраргументов является мысленный эксперимент «Китайская комната», предложенный философом Джоном Серлом в 1980 году в его статье «Разум, мозг и программы». Суть возражения сводится к тому, что машина не понимает, что она пишет человеку (пишет, так как эксперимент предполагает именно общение посредством письма), а лишь выдает определенные фразы, в соответствии с алгоритмом, заложенным в нее. Она запрограммирована на анализ предложений, которые поступают от человека, и нахождение в них определенных соответствий путем перебирания своей базы данных. То есть машина оперирует определенными символами, но не понимает их значения. А следовательно, она не мыслит и ее нельзя признать разумной. Статья Серла спровоцировала бурные дискуссии в философии. Один из вопросов, который вытекает из контраргумента Серла, можно сформулировать следующим образом: а как мы вообще определяем наличие разума? Ведь через какое-то время будет создан робот, который сможет отслеживать новости, а следовательно поддерживать разговор на актуальные темы. Общаясь с ним по переписке нельзя будет понять, что общаешься с машиной. Ведь общаясь по переписке, ты не можешь знать алгоритм, по которому он выдает тебе ответы. А отсюда возникает следующий вопрос: чем тогда этот робот отличается от человека, если они ничем не отличаются в общении по переписке?

   Третий тип роботов — роботы, которые мыслят и способны чувствовать. Главный герой Азимова в «Двухсотлетнем человеке», робот Эндрю, является не совсем обычным, он не просто мыслит и может принимать решения — это для роботов норма. Эндрю — чувствует. Эта же тема поднимается в фильме «Искусственый разум» Спилберга. В ней, ученые сознательно пытались создать робота, который бы мог чувствовать. В этих произведениях авторы пытаются дать решение проблемы того, как отличать человека от робота. Только человеку присуще чувствовать, любить, ненавидеть, мечтать, видеть сны и т.д. А следовательно, обладание роботом искусственным интеллектом не ставит его в один ряд с человеком, даже если он внешне ведет себя так же. Но авторы идут дальше и рисуют картину, когда созданы роботы, которые могут чувствовать так же как человек, могут переживать, испытывать желание и даже любить.


«Я, Робот», Алан Тьюринг, робот-пылесос ROOMBA и андроид Asimo — как все это взаимосвязано?. Изображение № 5.

«Я, Робот», Алан Тьюринг, робот-пылесос ROOMBA и андроид Asimo — как все это взаимосвязано?. Изображение № 6.

1.Андроид Aiko, чувствующий боль 2. Гиноид "Актороид" 

   В философии это нашло свое отражение в том, что некоторые мыслители стали писать, что статус разумного робот сможет получить только тогда, когда он сможет чувствовать как человек, так как мышление подобное человеческому невозможно без возникновения такого феномена как эмоции. Другие наоборот поставили возможность существования иного мышления, не человеческого типа. Все это поставило ученых и философов перед фактом необходимости формулирования определений и границ феномена «искусственный интеллект». Четких критериев и общепринятых определений так до сих пор и не сформулировано, однако все более или менее согласны с тем, что искусственный интеллект предполагает способность машины осуществлять именно мыслительные, а не вычислительные операции.

   В технологиях же все это получило выражение в виде андроида Asimo, который ходит как человек, способен распознавать и запоминать лица, и в принципе, дает ясно понять, что время, когда за покупками будут ходить роботы уже близко. Некоторые компании пошли по пути создания андроида, который бы имитировал и внешний облик человека. А так же мог имитировать его мимику и выражать на своем лице радость и грусть. Техник-любитель, создавший андроида Aiko, решил пойти еще дальше. Он встроил в силиконовую кожу робота датчики, которые могут подавать в главный центр импульсы, передающие боль. И робот будет соответствующим образом выражать, что он чувствует боль. Можно заглянуть в недалекое будущее, и предсказать появление роботов, которые так же смогут изображать наслаждение от прикосновений к их силиконовой коже, будут плакать, смеяться...

   И здесь опять приходится возвращаться к философии: что же тогда будет отличать смеющегося человека от смеющегося робота, если все внешние признаки, по которым мы обычно распознаем в человеке радость, будут совпадать?


Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются