Views Comments Previous Next Search

Ритуал вращения дервишей как развитие православной доктрины

05916
НаписалДмитрий Шарко29 января 2011
05916
Ритуал вращения дервишей как развитие православной доктрины — Наука и Технологии на Look At Me

Моя увечная поэзия стала танцевать,
высветленная Божьим именем. 
Руми.

Имя Мевляна связано также с термином из корана tevelli обозначающим преданность Аллаху, который всеведущ и всеобъемлющ. 
Мевляна относился к своей смерти, как воссоединению с богом и день его ухода 17 декабря считается днем его мистической свадьбы и отмечается как праздник.
Сиситема обрядов и практик была сформированна после смерти Мевлеви его сыном султаном Велидом и последователями.  Главным ритуалом Мевлеви безусловно является сема.
Сема это танец, во время, которого танцующий кружится вокруг своей оси. Он стал частью духовного учения Мевляны Джелаладина Руми, поэта и проповедника из Коньи.
Кружение происходит во всех живых и не живых существах, все вращается от атомов до галактик, сменяются времена года, циркулирует кровь в наших телах. Вращение это жизнь, сема - ритуал поддерживающий жизнь во вселенной и символизирующий 7 ступеней мистического восхождения к Истине.
Когда дервиш кружится, его длинная юбка раскрываются, как белая лилиия, но на самом деле она символизируют саван для эгоизма, а высокая войлочная шапка это его надгробие. 
Исполняя сему - семазен прорастает сквозь пустыню собственного эго совершая восхождение к божественной любви, и возвращается из своего духовного путешествия человеком более зрелым и совершенным. 
Танцуя, дервиш вращается с права на лево вокруг своего сердца как бы обнимая с любовью и нежностью весь мир. Начиная вращаться, он держит руки крестом на груди, выражая покорность Богу,  за тем руки раскрываются. Правая повернута ладонью к небу, готовая получить благословение, а левая повернута к земле. Семазен превращается в проводника. Так через сему на людей снисходит благодать свыше, от бога неустанно за нами наблюдающего.
Сема и обряды совместного чтения писаний традиционно проходили в семаане - церемониальном зале конвента, этот зал имеет специальные ниши для музыкантов, где они играюют и поют во время чтений и танцев. 
Саман, символически разделен на две сферы, внешнюю и внутреннюю с центральной осью по середине. Это символ тропа шейхов, символ устремленности дервишей к истине и целостности, символ их духовного Пути.
Ритуалами в ордене Мевлеви заведовал специальный человек – церимонимейстер, занимавший в иерархии конвента второе место после Шейха.
Во время семы церимонимейстер находится напротив тропы шейхов - условной линии разделяющей семаан на две части, считающейся еще и осью вселенной. На другом конце тропы находится Шейх, танцующие дервиши никогда не ступают на эту линию.
Шейх во время ритуала семы сидит на бараньей шкуре красного цвета. Он является представителем Мевляны на земле, обладающим всеми его небесными качествами. 
Красная шкура - это символ высшей ступени в мистической иерархии ордена - суфийский трон. 
Мевляна ушел в иной мир воскресным вечером, когда небо было опылено красным закатом. Красный цвет символизирует божественное  великолепие, восход и заход солнца.
Церемония начинается, когда музыканты, танцующие дервиши и шейх занимают свои места в зале под всеобщую молитву.
1. Хвала пророкам.Хвалебная речь пророку Мухамеду и всем пророкам до него.
2. Божественный порядок. Барабанный бой, символизирующий божественный порядок.
3. Божественное дыхание. Инструментальная музыкальная импровизация «таксим» сопровождаемая стихами и символизирующая божественное дыхание.
4.   Три круга приветствий. Дервиши ходят п кругу и в обозначенном  красной шкурой месте,  передний поворачивается к заднему и они приветствуют друг друга поклоном. Танцующие семазены представляют собой сердце мистического мира, хождение по кругу во время церемонии символизирует их возрождение после смерти в высшем  мире, и их посвящение поиску пути в вечную жизнь под руководством мастера Шейха. 
Дервиши обходят зал по кругу три раза: первый круг символизирует признание ими Бога, второй круг символизирует постижение условности всех знаний, и третий символизирует достижение гнозиса. 
В конце третьего круга шейх встает напротив самого молодого низшего по рангу дервиша и они кланяются друг другу выражая тем самым благоговение перед осью их общей устремленности. После третьего круга дервиши возвращаются на свое место по обе семаана, а шейх на свое. Дервиши сбрасывают черные мантии, как бы освобождаясь от своих земных одежд и своих могил.
4. Вращение. Состоит из четырех селамов мли салютов – приветствий, каждый из которых обозначает ступени дховного восхождения .
1 салют – рождение в истине через чувства и разум.
2 салют – восторг перед творением Бога, его величием и всемогуществом.
3 салют – растворение «Я « в целостности, принисение разума в жертву любви. В   буддизме,  это называется - Нирвана, в исламе - Фенафеллах.
4 салют – Семазен подобно пророку Мухамеду поднимается к трону Бога, а затем возвращается на землю, что бы служить творению исполняя свою земную миссию. Руки снова скрещенны на груди как символ единства с Богом. 
5. Чтение корана. Сутры Бакара 2 стиха 115. «Богу принадлежит запад и восток. Куда, бы ты не повернулся всюду его лик и присутствие».
6. Общая молитва. Все участники ритуала и танцеры и зрители иолятся о ниспослании мира всем душам. 


Официальный - саудовский ислам  никогда не признавал  суфизм, тем более  движение кружащихся дервишей,  запрещенное  как еретическое и не возможное  в странах где у власти находятся исламские фундаменталисты. Суфизм и исламский фундаментализм отличаются друг от друга так же как проповеди Александра Меня от деятельности святой инквизиции. Во временя расцвета Отоманской империи центры ордена Мевлеви были более чем в 30 городах от иракского Багдада до югославского Пеха
Не смотря на то, что турки завоевали  территорию Малой Азии и практически уничтожили христианство, дух восточного христианства, взращенный отцами Каппадокийцами и очищенный огнем и мечем  еще в средние века реинкарнировал в суффийской проповеди тотальной любви и терпимости. 

Не говори больше о ночи! -
В нашем дне ночи нет.
В нашей религии Любви
нет ни религии, ни любви.
Любовь - бескрайний Божий океан,
тем не менее, тысячи душ, тонущих в том океане,
восклицают: "Бога нет!" 

Концепция трех небес отцов каппадокийцев и дух Мевлеви.
Христианство очень быстро проникло в Каппадокию, апостол Павел бывал в Конье три раза, в Анкарау – тогдашнюю Галатию писали письма и Павел и Петр. В третьем веке Каппадокия уже центр христианства в языческом римском государстве в четвертом веке  Василий Кесарийский и Григорий Нисский, а так же Григорий Богослов,  создают здесь уставы монашеского общежития, которыми православные иноки руководствуются и поныне. Они превратили Каппадокию в оплот восточного христианства, не смотря на то, что сотни лет Малая Азия находилась под исламской оккупацией  последние монастыри Каппадокии закрылись только в 1923 году, когда произошли массовые этнические чистки и всех греков выслали из Турции - соответственно турок из Греции. Но это политическая история Малой Азии. Что касается ее духовной истории. То именно здесь родилась православная доктрина и отцы Каппадокийцы развили христианское учение о лестнице на Небо, об эпектасис – восхождении к Богу. «Бог стал человеком. что бы человек стал богом».
Первое небо или катарсис – очищение от страстей души и тела, сбрасывание «кожаных одежд». 
Достигается через терпение и послушание,  жестокую борьбу со своим эго. Этой ступени соответствуют притчи Саломона.как нравственные советы ищущим истины.
Второе небо  или элолтикос - естественное виденье созерцание сущего. 
Достигая второго неба. Человек начинает видеть мир, таким какой он есть его душа и разум  просветляются он становится мудрым. Здесь Григорий Нисский советует опираться на Эклизиаст раскрывающий тщетность мирского и побуждающий искать непреходящее.
Третье небо агапэ – экстатическая любовь и боговиденье. Видеть Бога никак незлья, но в стремлении его увидеть мы выходим из себя, растворяемся в единстве со всем творением оставляя ум и впадая в состояние трезвого опьянения и то, что окружающим кажется опьянением на самом деле является свидетельством Святого Духа. Процесс выхода из себя никогда не реализуется до конца, он вечен и безграничен. «Блажен считающий всех людей богами после Бога ... блажен отделенный от всех и соединенный со всеми», писал Евгарий Понтийский. У Мевляны мы находим : 

«Таков искатель при дворе у Бога: когда приходит Бог, искателя больше нет. 
Хотя единение с ним есть бессмертие превыше бессмертия, 
но сначала это бессмертие состоит из умирания самости. 
Отражения, ищущие Свет, исчезают, когда Свет появляется. 
Может ли разум остаться, когда Он повелевает ему уйти? 
Всякая вещь гибнет, кроме Его Лика. 
Пред Его Ликом гибнет существующее и несуществующее: 
существование в несуществовании поистине великолепно! 
В этом месте богопроявленности все умы пребывают в растерянности; 
когда перо достигает этой точки, оно ломается».
(III, 4658 - 4663)

По Григорию Нисскому символом первого неба является неопалимая купина 
Символом второго неба  - облако, так как по Библии Бог являлся Моисею(первому библейскому пророку достигшему трезвого опьянения) в густом облаке.  
Символом третьего неба является мрак – темнота как хранилище тайны и бесконечности. Надо сказать, что большое влияние на каппадокийцев оказала  философия Платона в которой находятся корни идей трех небес. По арабской легенд Платон был похоронен а Конье. В XIII в. греческие и христианские традиции в Конье были еще очень свежи. От сюда до старых центров каппадокийского христианства и большого монашеского поселение в пещерах около Гёреме всего несколько дней пути По этому Малоазиатские суфийские ордена – Мевляна, Бекташи возникли не на пустом месте, 
Они подхватили тот истинный свет, который пылал в катакомбах Кападокии когда восточное христианство набирало силу и еще не было государственной религией Византии. 
Очищение души и тела, естественное виденье и растворение в божественной любви непременные ступени в духовном пути дервиша. Который начинался с послушания то есть тяжелой и не благодарной работы в течении тысячи и одного дня, продолжался обучением у наставника и исполнением ритуала семы символизирующего  выход из себя и являющегося методом для достижения агапэ.Руми писал:

«Когда что-либо радует тебя в этом мире,
подумай, не расстаться ли с этим предметом.
Многие радовались тому, чему обрадовался ты,
но в конце, как ветер, оно исчезает.
Оно покинет и тебя тоже, не позволяй своему сердцу к нему привязаться.
Беги от него, прежде чем оно убежит от тебя.
Прежде, чем ускользнут от тебя объекты обладания,
скажи форме сотворенных вещей, как Мария:
"Я ищу защиты от тебя у Милосердного»»

ВС- 7 http://fotki.yandex.ru/users/sharkod/

ВС- 6 http://fotki.yandex.ru/users/sharkod/album/57293/

Вс - 5 http://photo.i.ua/user/715927/127159/?p=3

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются