Почему в университетах ничему не учат и как заставить профессора заняться делом
Университеты больше обеспокоены выпуском дипломов, чем подготовкой разносторонне развитых профессионалов способных ставить и решать большие задачи.
Высшее образование сегодня – это прежде всего скучные лекции, взятки, деление учащихся на своих и чужих, поникшие ученики и утомленные учителя.
Задав многим отечественным преподавателям вопрос «почему современное образование перестало чему-то учить» я получил один общий ответ: маленькая зарплата и перегруженность лекционными часами.
То есть маленький оклад приводит к возникновению взяточничества и халявы для свояков, а перегруженность лекциями (обычно по 4-5 предметов на каждого преподавателя) не позволяет сконцентрироваться на грамотном изложении одного лекционного курса.
Ни один из существующих проектов реформы образования не адресует проблему незаинтересованности университетов в качестве собственных уроков, ориентируясь на малозначительных для самого процесса преподавания целях. К примеру:
- приведение всех университетов к единым академическим званиям (Болонский процесс, http://www.ehea.info/article-details.aspx?ArticleId=17),
- обмен студентами (Программа «Темпус» от Европейской комиссии по образованию, http://ec.europa.eu/education/external-relation-programmes/doc70_en.htm),
- публикация лекционных материалов в Web и создание виртуальных уроков (Программа от фундации Била и Мелинды Гейтс, http://www.gatesfoundation.org/)
Реформы университетов расположенных в Восточной Европе полностью копируют западный курс, в чем можно легко убедится почитав статьи на официальных сайтах МГУ http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=bologne, МГТУ им.Н.Э.Баумана http://technical.bmstu.ru/istoch/klas_bolon_2005_pech.php, Киево-Могилянской академии http://press.ukma.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=28:2009-09-10-09-00-31&catid=18:2009-06-24-14-11-05&Itemid=12.
Единственный способ улучшить качество обучения в университетах (в том числе и университетах Европы) – вернуть преподавателям заинтересованность в своем деле, заинтересованность в преподавании, желание интересно излагать тщательно подготовленный ими материал, чего можно добиться следующими изменениями:
- зарплата преподавателя должна зависеть не от количества прочитанных в семестре часов, а от количества посещений студентами его лекций;
- посещение лекций должно оставаться свободным и не влиять на оценку экзамена;
- посещение лекций должно быть открытым для всех студентов в пределах университета;
- экзамен должен проводить второй преподаватель, приглашенный из другого университета, по составленным первым преподавателем экзаменационным вопросам.
Комментарии
Подписаться