Views Comments Previous Next Search

Аудиотехника и звук: провода, транзисторы, лампы

4111945
Написалdreamerchant9 февраля 2011
4111945
Аудиотехника и звук: провода, транзисторы, лампы — Наука и Технологии на Look At Me

Совсем недавно, когда я покупал детали, чтобы сделать банальный провод "от айпода на два RCA" (все готовые, даже в пределах 30 $ качеством не отличаются),  я столкнулся в музыкальном магазине с продавцом, который уверял, что направленный звуковой кабель на выходе усилителя будет звучать ужасно, если перепутать направление его подключения. И он продолжал это делать, даже когда я его пристыдил. Кабель это всего лишь кусок меди, которой безразлично в каком направлении ее подключили или же отлили из нее колокол или скульптуру Ильича. Если конечно вы не верите в магию или память вещей. Дорогие друзья, искренне желаю вам с такими отчаянными идиотами никогда не встречаться. Направленных звуковых кабелей не бывает. Бывают направленные антенны, направленные микрофоны, но направленных кабелей не бывает. Продавцы аудиотехники пойдут на что угодно, буду сыпать разными узкоспециальными терминами: импеданс, аморфный угол, демпфирование, коэффициент четных гармоник, добротность и т.д., сами не понимая значения этих вещей, хотя они и очень важны. Это и заставило меня написать эту статью.

Миф первый: если я куплю кабель за 400 долларов и подключу им свой iPod, ЦАП, дорогую внешнюю аудиокарту, вертак к усилителю, фонокорректору, микшеру то я получу идеальный звук? Нет, не получите. Общее качество звучания вашей стереосистемы будет зависеть от САМОГО ПЛОХОГО элемента. Поэтому если вы соберете чудесную аудиосистему и подключите хорошие колонки телефонными проводами, хорошего звука вы не получите. Или плохие колонки хорошими проводами. Или если разместите все это в комнате метр на полтора. Акустика помещения также имеет большое значение.

Миф второй: хороший входной провод с хорошими разъемами не может стоить дешевле 100 долларов за пару метров. Хороший экранированный входной провод с хорошими разъемами и пайкой припоем с серебром может стоить меньше 1000 рублей. Говоря "хороший", я говорю о профессиональном студийном качестве. Это всего лишь провод, не нужно быть гением, чтобы сделать хороший провод, нужно просто кое-что о них знать (но если фраза "У него экран заземлен с двух сторон" не вызывает у вас приступ негодования, лучше вам пока этим не заниматься) Это всего лишь сигнальный провод, ноль и экран. Но это большой бизнес, ведь провода это то, что пользователь может сам покупать и менять. На самом же деле, чтобы улучшить звук, нужно вскрывать аппарат, терять гарантию, выпаивать и заменять, как минимум, конденсаторы на более качественые.

Миф третий: выход на акустическую систему лучше всего делать проводом из аудиосалонов. Плевать, каким проводом делать выход на акустическую систему. Лишь бы он был как можно более толстым, чтобы обеспечить минимальное омическое падение напряжение. И был сделан из высокочистой меди. Ну и многожильным естественно. 100-150 рублей за метр это нормально.

Миф четвертый: выходной провод от усилителя к колонкам нужно экранировать. Нет не нужно. Это ВЫХОД усилителя. Чтобы возникли искажения, нужно чтобы они попали на его вход. Если сигнал с выхода попадет на вход, то усилитель очень быстро станет генератором и станет реветь как пожарная тревога.

Миф пятый: у меня офигенный транзисторный усилитель. В любом транзисторном усилителе есть Отрицательная Обратная Связь. О том, как она разрушает звуковой сигнал, который состоит из множества осцилляторов и их обертонов, можно прочитать здесь. Помимо этого, кристалл транзистора имеет непостоянную мгновенную температуру, а от этого зависит коэффициент усиления.

Если вы такой уж любитель винила или у вас есть хороший ЦАП (дорогая аудиокарта) то мало того, что у вас должен быть ламповый фонокорректор, так еще и ламповый усилитель. Чтобы в этом убедиться вам достаточно один раз его послушать. Вот тут то и начинается самое интересное. Фирменные ламповые усилители стоят от 5-10 тысяч долларов, полностью аналогичные им самодельные можно купить за 15-30 тысяч рублей. Работать усилитель начинает секунд через 20-30 после включения, но разогревается он 20-30 минут, только после этого появляется полноценный бас. Одной из самых важных его частей является выходной трансформатор. Он обязательно должен быть намотан секциями, а не взят из лампового телевизора. Примерные цены на выходные трансформаторы и трансформаторы питания можно узнать здесь

Кратко перечислю достоинства ламповых усилителей:

  1. Простота схем. Лампа обеспечивает большее усиление, чем транзистор, и её параметры мало зависят от внешних факторов. В результате в ламповом усилителе, как правило, меньше деталей, чем в полупроводниковом(не нужно создавать обвязку для дополнительной ОСС).
  2. Высокая надёжность. Параметры ламп слабее зависят от температуры, чем параметры транзистора. Лампы малочувствительны к электрическим перегрузкам. Малое число деталей также весьма способствует надёжности.
  3.  Хорошая согласуемость ламп с нагрузкой. Ламповые каскады имеют очень большое входное сопротивление, что снижает потери и способствует уменьшению количества активных элементов в радиоустройстве. Внутреннее сопротивление лампы-триода с учётом согласующего трансформатора примерно в 2 раза меньше, чем сопротивление акустических систем. Это даёт возможность отказаться от обратных связей, и ещё более упростить схемы.
  4. Простота обслуживания. Если, например, у концертного усилителя прямо во время выступления выходит из строя лампа, то заменить её гораздо проще, чем сгоревший транзистор или микросхему. Но этим на концертах всё равно никто не занимается. 
  5. Отсутствие некоторых видов искажений (в первую очередь интермодуляционных и четный состав гармонических), присущих транзисторным каскадам, что благоприятно сказывается на звуке.

Ну и шикарный внешний вид при должном исполнении. К недостаткам же относится их высокая масса из-за наличия трансформаторов и несколько больший расход электроэнергии на питание накала ламп. Также кпд ламп гораздо ниже, особенно в классе А, но вы же готовы пожертвовать немного электричества ради хорошего звука? Кстати один ламповый ватт мощности равен 3-5 транзисторным, так что усилитель на 8 ламповых ватт очень даже мощный. Об акустике для таких усилителей в другой раз, сейчас отмечу лишь, что она должна быть максимально чувствительной, согласованной по сопротивлению с выходным трансформатором усилителя и с макимальной шириной пропускания. А еще у меня вызывает недоумение, что на сайте http://www.beatsbydre.com эти параметры не приведены даже для студийных мониторных наушников. Это вообще не серьезный подход к делу, Dre, при всем уважении.

Как вы увидите ниже, на ламповых усилителях нет регуляторов тембра, поскольку тембр выставляется на профессиональных студиях звукозаписи, а задача усилителя - качественно усилить, а не тембр вертеть.

Перейдем к фото (взяты с сайта) :

Усилитель на 2 6п3с-е в параллель, кенотрон 5ц4с, предусилитель 6н9с.
достался мне в 16 лет и был продан после доработки и исправлений. Изображение № 1.Усилитель на 2 6п3с-е в параллель, кенотрон 5ц4с, предусилитель 6н9с. достался мне в 16 лет и был продан после доработки и исправлений

Рассказать друзьям
41 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются