Views Comments Previous Next Search

Интервью: Георгий Гоголев, глава отдела маркетинга группы компаний "Оптоган"

42041
НаписалОльга Борте10 марта 2011
42041
Интервью: Георгий Гоголев, глава отдела маркетинга группы компаний "Оптоган" — Наука и Технологии на Look At Me

В конце 2010 года на заводе «Оптоган» под Петербургом было запущено российское производство сверхъярких светодиодов. Производители обещают, что уже через несколько лет светодиоды придут в каждый дом, вытеснив лампы накаливания, люминисцентные, галогенные и прочие привычные нам лампочки. Блог об экотехнологиях и зеленом дизайне The Greenville поговорил с Георгием Гоголевым, руководителем отдела маркетинга группы компаний «Оптоган» о светодиодах, отечественном промдизайне, интеллектуальных осветительных системах, продвижении энергосберегающих технологий, а также о молодых российских ученых и немного о ежах.

Георгий, почему светодиодные лампы такие дорогие?

В лампочке более половины себестоимости - светодиод. Тем не менее технология быстро развивается, растёт эффективность, объёмы производства, падает цена. А в производстве самих светодиодов используется очень дорогое оборудование. Сырьём являются чистые газы, содержащие индий, галлий, азот и сапфировые подложки, это тоже не дешёвое сырьё. Егор не производят в России.

Поэтому ваш завод находится в Германии?

Наше главное производство находится в Петербурге. Одно из наших производств действительно в Германии, мы там начинали, там у нас есть готовая инфраструктура и отличная команда, оно обеспечивает начальную стадию технологической цепочки и НИОКР.  Мы, конечно, хотим перенести все этапы производства в Россию, но это не простая задача, есть системные проблемы с отсутствием инфраструктуры и поставщиков некоторых базовых компонентов. Например, возить газы из Европы или Японии экономически не целесообразно, а чтобы сюда пришли крупные западные производители, нужно показать, что мы обеспечишь им здесь стабильный спрос, или самим идти в производство сырья, а это вообще не наш бизнес.

У кого-нибудь еще есть такая технология?

У всех ведущих производителей, в общем, по сути технологии похожие, различия в деталях, которые простому обывателю без погружения в физику понять крайне сложно. Все сверхъяркие светодиоды в мире, производятся путём эпитаксиального выращивания кристалла нитрида галлия на сапфировой подложке. Изначально наша компания строилась именно, как разработчик технологии на идее уменьшения дефектов в кристалле, нашем основателям и инженерам удалось далеко продвинуться в этом направлении, что позволило нам найти мощных инвесторов и начать промышленный выпуск конкурентноспоспособной продукции. Уменьшение количества дефектов позволят в перспективе значительно сократить стоимость светодиодных чипов.

Кто был первым?

Сложно сказать. Как и любая технология светодиоды – результат серии научных открытий. Похожий эффект электролюминесценции впервые наблюдали ещё в 1907 году. Но считается, что в 1991 году японец Суджи Накамуро основал технологию, которая позволила начать массовое производство именно сверхъяких светодиодов, которые мы теперь можем использовать в освещении. Он работал в компании Nichia Chemicals. Сейчас Nichia - мировой лидер, у них более 20% рынка. Стоит отметить, что в научных разработках в этой сфере наши учёные всегда занимали передовые позиции, ещё с того момента, как Олег Лосев в 1927 году наблюдал свечение в карбиде кремния и получил несколько патентов по этой технологии. И конечно, школа ФТИ им. Йоффе, всегда была одной из сильнейших в мире по гетероструктурам, от туда и вышли основатели нашей компании и многие наши инженеры.

Как вообще устроены светодиодные лампочки?

Для освещения используются синие диоды. Они покрыты люминофором. Синий свет проходит через люминофорный гель и преобразуется в белый свет. Именно гелем задаются характеристики - теплый белый, холодный белый, какой будет цветопередача. Сам синий светодиод излучает в достаточно узком спектре.

Philips недавно показала свою лампу. Выглядит, как обычная 60-ваттка.

Не совсем как обычная, половину занимает теплоотвод. Хотя, если делать лампу с цоколем Е27, ты должен сделать ее в соответствии с государственными стандартами, чтобы она влезала в существующие светильники. Потому что все светильники тоже сделаны в соответствии с этими же стандартами. Такие формы и размеры нам достались еще от Эдисона. Так что, какую светодиодную лампочку с обычным цоколем не возьми, все будут похожи по форме. То есть мы должны самый продвинутый продукт запихивать в форму, которую придумали в конце XIX века. Это дорого, неудобно, но пока светодиоды не завоевали доминирующие позиции на рынке и потребители не отказались от старых светильников придётся следовать дедовским формам.

Почему дорого?

Потому что нужно большую световую мощность запихнуть в маленький прибор не подходящей формы. Сами светодиоды очень компактные, но от них нужно отводить тепло, это же полупроводник. Если они перегреются, то быстро выдут из строя, примерно как компьютер. Приходится прибегать к дорогостоящим техническим решениям. И опять-таки форма задана стандартами, нельзя сделать ее, например, треугольником, чтобы у тебя была большая площадь теплоотвода.

А было бы здорово!

Ну да. Дарт Вейдер. Мы с командой студии Тёмы Лебедева очень веселились, когда делали промдизайн, они сделали десятка полтора вариантов этих лампочек. Сам Тема предложил лампочку-лимонку. Но мы вынуждены все-таки делать продукт наиболее практичный и массовый. Никто сейчас не делает более мощных светодиодных ламп с цоколем Е27, чем аналог 60-70-ваттной лампы накаливания, как раз из-за необходимости рассеивания тепла заданной небольшой поверхностью. Но скоро технология подрастет и сможем делать аналоги 80- и 100-ваттных ламп. Но «60-ваттки» - самый популярный продукт на рынке, так что можно сказать, что массовый сегмент светодиодные технологии уже могут покрыть. Если мы говорим о светодиодах, то при нынешнем уровне технологий лампы, аналогичные 60-ваттным лампам, имеют мощность 8-10 ватт. В ближайшее время еще уменьшатся, станет шесть, потом ещё меньше. То есть светодиодные лампочки будут более, чем в десять раз эффективнее, чем лампы накаливания. Ещё надо не забывать, о том что из-за отсутствия стандартов качества многие производители просто врут на упаковках и пишут что лампочка аналог 60 ваттки, а в реальности, она даёт света, как 30-40 ваттная лампа.

Кстати, о Тёме. Почему вы заказывали промдизайн именно у Лебедева? Он реально делает самый крутой дизайн? Или это был такой пиар-ход?

Мы решили делать лампочку. Я сказал, что раз делаем потребительский продукт, то нужен промдизайн. Потом долго бегал искал подрядчика, встречался с разными доморощенными дизайн-студиями, союзами дизайнеров. В результате, пришел к выводу, что единственный, кто может в России грамотно сделать промдизайн - это студия Лебедева. То есть у нас был выбор - делать дизайн у него или ехать в Скандинавию, Италию. И потом, приятно, когда две российские компании, лучшие в своей отрасли создают вместе новые продукты, это не так часто бывает в наше время.

Вам было принципиально, чтобы дизайнер был российский?

Ну во-первых, российский ближе. Во-вторых, мы же компанию строим российскую, политическая составляющая здесь тоже есть. Тёме идея понравилась, он любит массовые продукты и промышленный дизайн, поэтому работали над этим проектом с удовольствием и результат получился очень интересным.

Полная версия интервью в блоге об экотехнологиях и зеленом дизайне The Greenville.

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются