Views Comments Previous Next Search

Apple vs. Sony: все ли решено в этой битве

6919511
НаписалКонстантин 24 марта 2011
6919511


Говард Стрингер. Изображение № 1.Говард Стрингер

 

Первый британец — первые японские провалы

В 2005 году в Sony случилось историческое событие: ее президентом и главным исполнительным директором впервые стал зарубежный специалист, британец Говард Стрингер (Howard Stringer). Под его началом компания прошла разные этапы. Сначала все было хорошо, продажи росли и ничто не предвещало беды. Но к 2008 году Sony едва ли не окончательно потеряла имидж одной из самых инновационных компаний мира.


Где провалилась Sony

В 2007-м появился iPhone и японо-шведской SonyEricsson, как, собственно, и некогда великой Nokia, не оказалось, что ему противопоставить.

Примерно в это же время случился бум нетбуков — маленьких и дешевых портативных компьютеров, которые удобно взять в отпуск или командировку. Руководство Sony, привыкшее работать исключительно в премиум-сегменте, долго отпиралось от нового тренда, а когда вышло на этот рынок, он уже был поделен между более «ушлыми» тайваньцами и корейцами.

С телевизорами Bravia тоже не все так просто: Samsung и LG давят на японцев сегодня не только ценами и приятным дизайном, но и технологиями.

На рынке портативных компьютеров любители крутых гаджетов получили массу альтернатив VAIO. MacBook, в отличие от японских аналогов, мог похвастать альтернативной Windows операционной системой. MacBook Air выбил почву из-под ног у VAIO TT. Asus и Lenovo уже открыто говорят, что хотят стать «азиатскими Apple». Пока они говорят, Samsung делает: на рынке под этим брендом вот-вот появятся удивительные ультратонкие ноутбуки, которые едва ли не изящнее и красивее «яблочных». А что Sony? Великолепный VAIO X оказался для рынка слишком дорогим, хотя на фоне конкурентов он ничем не лучше. VAIO P — интересный гаджет для того, чтобы красоваться с ним в общественном транспорте, но он совершенно непригоден для работы.

Наконец, главный тренд последнего времени — планшеты — до сих пор не нашел в менеджерах Sony никакого отголоска. В этом году рынок завалят своими планшетниками Apple, Samsung, Research in Motion (BlackBerry), Motorola, HTC, Asus, Acer, ViewSonic и куча других, китайских компаний. А фанаты Sony даже не знают, собирается ли их компания выпустить что-то подобное.

На рынке игровых приставок PlayStation 3 стала полным провалом. Пока Nintendo пару лет снимала сливки с рынка своей Wii, Microsoft хватило благоразумия пойти по тому же пути и выпустить Kinect, а Sony так и осталась топтаться на месте. Эксперты говорят, что корпорация теперь даже продает свои консоли в минус — лишь бы они хоть как-то разошлись по рукам.

С 2005 года акции Sony подешевели на 25%.

Но хуже всего даже не сумма вышеописанных околичностей. Sony, кажется, окончательно и бесповоротно утратила звание технологического лидера, трендообразующего вендора. Право, если от той же Nokia сегодня и ждут какого-то «реванша», то до японской компании уже никому нет дела.


Каз Хираи. Изображение № 2.Каз Хираи

 

Вся надежда на Хираи?

Но на этой неделе появилась новость, способная дать надежду тем, у кого ее за последние годы отняли. 69-летний глава Sony Говард Стрингер готовится к уходу со своего поста. Нет-нет, пока он еще у руля, но у него в помощниках с первого апреля будет ходить исполнительный директор Sony Computer Entertainment Каз Хираи. Этот тот человек, который некогда вдохнул новую жизнь в игровое подразделение корпорации и разработал сервис PlayStation Network. Аналитики говорят, что Хираи в 90-х годах фактически создал игровое подразделение с нуля и превратил его в одно из основных для Sony.

Теперь он будет отвечать в корпорации за все потребительские продукты. Стрингер, в общем-то, и не скрывает, что скоро собирается уйти на покой, и весенняя реорганизация компании условно называется «операция преемник». По слухам, Хираи может стать лидером Sony уже в этом году.
Хороший слух, который всего за один день поднял акции компании в цене на 2%.


Как спасти Sony? Взгляните на Apple.

Стив Джобс. Изображение № 3.Стив Джобс

 

— В годы своей юности Стив Джобс буквально фанател Sony. Cтепень его восхищения японским производителем электроники в 20 лет доходила до одержимости, пишет в своей книге «Второе пришествие Стива Джобса» документалист Алан Дойчман. «У него даже была коллекция фирменных бланков и маркетинговых материалов Sony», — вспоминает он. Что же привлекало Джобса в Sony? Безусловно, главное — это инновационные продукты. Walkman был первым в мире музыкальным плеером, а электронно-лучевая трубка Trinitron сотворила революцию на рынке дисплеев.

Если Sony хочет вернуть утраченные позиции, ей придется не копировать конкурентов, а выводить на рынок принципиально новые продукты. Потенциал тут видится в портативных компьютерах — наручных, управляемых голосом или имеющих форму очков и костюмов. Точно так же, как Apple после выхода iPod в 2001 году перестала быть просто производителем компьютеров, так и Sony нужно перестать быть просто производителем обычной электроники. Недавно компания показала портивный видеопроигрыватель с поддержкой 3D — для получения нужного эффекта его пользователям не нужно даже надевать специальные очки. Еще одна новинка — Sony Headman. Очки, дающие возможность понять, что такое виртуальная реальность. Если эти разработки будут доведены до ума, они могут стать невероятно популярны.

— Во время своего возвращения в Apple 1997 году Стив Джобс перво-наперво сократил ассортимент продукции, который выпускала Apple, с 50 до 11 моделей техники. Как-то в разговоре с руководством Nike глава крупнейшей на сегодня компании в Силиконовой Долине заявил: «Вы делаете лучшие в мире кроссовки. Но в вашем ассортименте также много мусора. Сфокусируйтесь на главном». В свои лучшие годы Sony как раз была той самой компанией, которая не «распылялась», а сосредотачивалась на главном. Профессор Университета Южной Калифорнии Эндрю Ли говорит, что Sony «стала слишком большой со слишком сложной линейкой продуктов». Возможно, избавление от «лишнего» ассортимента — лучшее, что могло бы произойти с японской компанией в ближайшее время?

— Уникальность продуктов Apple — в их простоте. Все, кто сегодня идет по пути сокращения функций гаджетов, а не их расширении, — на конце. Вспомните хотя бы коммерческий успех плеера iPod Shuffle, букридера Kindle или фотокамеры Flip. Простота — главный принцип в интерфейсах устройств от Apple. В возможностях iPad способен разобраться даже двухлетний ребенок. Sony же все последние годы концентрировалась на расширении функционала своих продуктов, а не на том, как их сделать дружелюбнее для «чайников». Придется изменить тактику.

— Производителей электроники на рынке сегодня очень много. Выделяться на фоне остальных все сложнее. Хороший шанс это сделать — начать игнорировать выставки-«солянки» вроде CES и CeBIT. Вместо этого лучше организовать персональное выставочное мероприятие — вроде Macworld.

— Sony всегда славилась уникальным дизайном своих устройств. Например, клавиатуру с изолированными клавишами, которая стала «фишкой» MacBook, изначально придумали именно в Sony. В последнее время, однако, дизайнерские изыски корпорации распространяются только на эксперименты с яркими цветами. Никаких принципиально новых линий и форм пользователи не видели уже давно. Над этим тоже срочно нужно начать работать. Та же Apple с цветами не эксперементирует, и все знают, что фирменный «яблочный» продукт, как правило, молочно-белого цвета. Возможно, Sony придется также найти свой фирменный оттенок.

 

Изображение 4. Apple vs. Sony: все ли решено в этой битве.. Изображение № 4.

Как работает Apple

Apple по итогам работы в первом квартале 2011 финансового года,
завершивемся 25 декабря 2010 г., получила рекордный доход в размере
26,74 млрд долларов, а рекордная чистая квартальная прибыль составила
6 млрд долларов. Для сравнения: доход компании за тот же квартал
предыдущего года составил 15,68 млрд долларов, а чистая квартальная
прибыль — 3,38 млрд.


Изображение 5. Apple vs. Sony: все ли решено в этой битве.. Изображение № 5.

Как работает Sony

Чистая прибыль Sony по итогам третьего финансового квартала 2010 года
снизилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 8,6%
до отметки 886 млн долларов. При этом выручка упала на 1,4% до 27 млрд
долларов (это выше, чем у Apple).

— До появления ОС Android главным партнером Apple была Google, исполнительный директор которой Эрик Шмидт даже входил в состав совета директоров корпорации Джобса. Этот альянс успешно похоронил планы Microsoft на мировое господство. Может, Google могла бы стать идеальным союзником Sony? Коммуникаторы на Android хорошо продаются, а платформа для ПК Chrome OS, которая появится уже в этом году, критиками встречена овациями. Может, за ней будущее, и Sony стоит поучаствовать в «облачной» революции?..

Рассказать друзьям
69 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются