Прошу руки и генов

Написалakzia23 мая 2011
Прошу руки и генов — Наука и Технологии на Look At Me

В последние годы в мире стали всё чаще появляться сервисы, которые используют достижения генетической науки в неожиданных областях сферы услуг. В 2007 году в США начал работать сайт знакомств, где идеальные пары подбирают на основании трех генов иммунной системы.

Изображение 1. Прошу руки и генов.. Изображение № 1.

Эрик Хольцле (Eric Holzle), основатель первого в мире сайта знакомств, который подбирает пары на основании генетической совместимости.scientificmatch.com

Вы верите в любовь с первого взгляда?

В любви есть разные стадии. Первая — это сексуальное влечение. Я однозначно верю в сексуальное влечение с первого взгляда и — с первого вздоха.

Вы инженер. Почему вы создали сервис знакомств?

Индустрия знакомств отстает от жизни. Например, сайты знакомств предлагают личностные тесты. И что меня поражает — почти все они делают это без ссылок на научные работы, которые подтверждали бы их действенность! В первый же день в школе инженеров вам говорят: роль инженера в обществе — взять то, что открыли ученые, и применить эту информацию для создания товаров и услуг, которыми захотят пользоваться люди. Это как раз то, что я делаю на своем сайте. Я смотрю, что ученые открыли на сегодняшний день, а потом беру эту информацию и использую ее, чтобы помочь людям найти лучшую пару.

Как всё это начиналось?

Как вы сказали, я был инженером. Примерно через 10 лет работы я решил, что пора что-то изменить, и пошел в бизнес-школу. И однажды я смотрел по телевизору передачу про науку. Там рассказывали про «эксперимент пропахшей потом футболки» (Sweaty T-Shirt Study). Группу ребят-студентов попросили несколько ночей подряд носить одни и те же футболки, чтобы они пропитались естественным запахом их тела. А потом группу студенток-девушек попросили понюхать эти футболки и ранжировать их в зависимости от того, насколько им нравится запах. Мнения были очень разные: какие-то футболки пахли очень хорошо, другие — ужасно. И ученые выяснили, что это соотношение связано с генами иммунной системы. Когда я увидел это поздно ночью по телевизору, я сразу понял: это потрясающая идея для того, чтобы основать сайт знакомств!

Что конкретно делает ваша фирма?

Мы анализируем три гена иммунной системы. У этих генов две основные функции. Первая — помогать вашей иммунной системе идентифицировать болезнетворные микробы. Если у вас большое разнообразие генов иммунной системы, то ваш организм может идентифицировать большое разнообразие вторгающихся микроорганизмов. Вторая функция этих генов — помогать определить наш естественный запах тела. Всё наше тело покрыто бактериями. Эти бактерии сами по себе не пахнут — до тех пор, пока они не «переваривают» наш пот и не начинают его выделять. Есть очень много разных штаммов бактерий. Популяция бактерий на вашей коже — это уникальная подборка штаммов. Поэтому, когда бактерии на вашей коже перерабатывают пот, ваш запах получается отличным от других. И как раз гены иммунной системы помогают определить, какие именно бактерии будут жить на вашей коже.

Когда кто-то заказывает нашу услугу, мы высылаем им наборчик для сбора ДНК. Это палочка, которой надо потереть изнутри щеки, потом вы кладете ее в конверт и отсылаете в нашу лабораторию. Лаборатория делает анализ, загружает результаты на сайт, и сайт автоматически находит людей, которые не имеют с вами общих генов иммунной системы. Самые здоровые дети получаются в том случае, если у них самое большое разнообразие этих генов. А такое происходит, когда у матери и отца эти гены разные.

У вас есть истории успеха?

Сайт не был таким успешным, как мы хотели бы. Сейчас мы перезапускаемся и, скорее всего, прекратим быть сайтом знакомств. Теперь мы будем продавать нашу технологию существующим брачным агентствам. Мы дополним их бизнес нашим генетическим сервисом, чтобы помочь им подбирать еще лучшие пары. Кроме того, мы запускаем сервис для существующих пар. Потому что получаем много писем со словами: я не ищу парня или девушку, но мы с партнером думаем о том, чтобы создать семью, и хотели бы пройти тест как пара.

Интересно, а узнав, что они не идеальная пара, что они сделают — расстанутся?

Я не знаю, хороший вопрос. Мы не будем давать никаких рекомендаций в этом смысле. Мы просто покажем им в процентах, насколько хорошо они сочетаются.

Как вы видите будущее? При выборе партнера все будут смотреть на эти три гена иммунной системы?

Мой прогноз: примерно через 10–20 лет никто даже не подумает пойти на свидание без результатов генетического теста. Мы приводим на сайте шесть преимуществ хорошей генетической сочетаемости партнеров. И я думаю, что эти преимущества настолько сильные, что в будущем люди будут считать: встречаться с кем-то, не сделав заранее генетический тест,— это просто потеря времени.

Текст: Карина Назаретян