Конечно, такой проект не мог не появиться. Почему бы не научить самолет погружаться под воду? Все началось в 30-е годы. Курсант второго курса Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф. Э. Дзержинского Борис Ушаков воплотил на бумаге идею летающей подводной лодки (ЛПЛ).
В 1934 году он предоставил объемистую папку чертежей вместе с рапортом на кафедру своего вуза. Проект долго «ходил» по коридорам, кафедрам и кабинетам, получил гриф «секретно». Ушаков не раз дорабатывал схему подлодки в соответствии с полученными замечаниями. В 1935 году он получил три авторских свидетельства на различные узлы своей конструкции, а в апреле 1936 проект был отправлен на рассмотрение НИВК (научно-исследовательского военного комитета) и одновременно в Военно-морскую Академию.
Лишь в 1937 году проект был завизирован профессором НИВК начальником кафедры тактики боевых средств Леонидом Гончаровым: «Разработку проекта желательно продолжить, чтобы выявить реальность его осуществления», - написал профессор.
Самолет-подлодка постепенно приобрел окончательные внешний вид и «начинку». Внешне аппарат гораздо больше напоминал самолет, чем субмарину. Цельнометаллическая машина весом 15 т с экипажем из трех человек теоретически должна была развивать скорость до 200 км/ч и иметь дальность полета 800 км . Скорость под водой – 3-4 узла, глубина погружения – 45 метров , дальность «заплыва» - 5- 6 км .
В движение самолет должен был приводиться тремя 1000-сильными моторами АМ-34 (конструкция Александра Микулина). Нагнетатели позволяли двигателям осуществлять кратковременное форсирование с увеличением мощности до 1200 л .с.
Внутри самолет имел шесть герметичных отсеков: 3 для двигателей, один жилой, один для аккумуляторной батареи и один – для гребного электродвигателя мощностью 10 л .с. Жилой отсек не являлся кабиной пилота, а использовался только для подводного плавания. Кабину же во время погружения затапливало, как и еще целый ряд негерметичных отсеков. Крылья полностью заполнялись водой самотеком через отверстия на закрылках, системы подачи топлива и масла отключались незадолго до полного погружения (при этом трубопроводы герметизировались).
Погружение происходило в 4 этапа: сначала задраивались отсеки двигателей, потом отсеки радиатора и аккумуляторной батареи, затем управление переключалось на подводное, и, наконец, экипаж переходил в герметичный отсек.
Вооружен был самолет двумя 18-дюймовыми торпедами и двумя пулеметами.
10 января 1938 года проект был повторно рассмотрен вторым отделом НИВК. Все понимали, что проект «сырой» и на реализацию уйдут огромные средсва, а итог может быть нулевым. Комитет выдвинул ряд серьезных замечаний, выразив сомнение в способности самолета Ушакова подняться в небо, догнать под водой уходящий корабль, итд.
Больше никаких упоминаний о советском самолете-подлодке нет. От летающей субмарины остались только схемы и рисунки.
Комментарии
Подписаться