Views Comments Previous Next Search

ЦВЕТ КАК СМЫСЛ

21040
НаписалВлад Шаталов25 апреля 2012
21040

Фильм «Цвет оборвали» снят пермским режиссером Алексеем Романовым. Поводом для его создания стал рассказ американского писателя, художника и музыканта группы «Swans» Майкла Джиры. Съемки фильма под рабочим названием «Катящийся камень» начались в 2009 году и проходили на реке Усьва в Пермском крае. В 2012 году 29 марта состоялась премьера «Цвет оборвали» на YouTube, явив зрителю не знающую границ квинтэссенцию современного экзистенциального кино. 

Довольно грустная история, заканчивающаяся неудачей главного героя, больше похожа на притчу. Вот жил человек, вот он подверг критике тотальные ценности, вот нелепо погиб, причем насильственной смертью. Сначала в этом нет ничего удивительного. Когда инакомыслящие люди жили лучше?! Охлобыстин, по его же собственным словам, живет базовыми инстинктами и вон как преуспел. Успел побывать и духовным лицом, и сняться в сериалах для обывателей. А главный герой «Цвет оборвали» от всего отказывается. Машины, дачи, семейные ценности — он презирает это, ему кажется это пошлым. По сути он отказывается от самой жизни, замахнувшись на божественное: создать Собственную Жизнь — по собственному образу и подобию.

Но ничего у него не получается. Он неудачник, он лузер, пытающийся увидеть в этой, земной, жизни больше, чем в ней есть. Он цепляется за Дорогу — вечную соломинку потерявшихся во времени и пространстве. Но он слишком слаб, чтобы идти по ней. Устав, он утоляет жажду спиртным, после которого картина мира, естественно, меняется: после портвейна в человеке всегда становится меньше Бога. Подвижничества уже не нужно, амбиции отступают на второй план и хочется банального тепла, человеческого общества со всеми его недостатками или хотя бы одного человека, которого он и встречает. Но это не мудрец, готовый поделиться вечными истинами, а красивая и вместе с тем холодная женщина.

Поражает переход от возвышенного к повседневному. Хочется сказать: «Крылатый Пегас один — всем остальным лошадям место в конюшне!». А как иначе отреагировать на тот факт, что критическое отношение героя к земным благам куда-то исчезает, когда рядом появляется существо противоположного пола? В этот момент в разгоряченной портвейном голове щелкает переключатель, и созерцание мира снаружи уступает место переживаниям собственных ощущений. Эротическая сцена в отличие от остального видеоряда показана в цвете. Тут впору вспомнить Кристину Орбакайте, поющую «...Жизнь моя уже давно черно-белое кино...!». Хотя это слишком банально, ведь для героя все происходящее — сакральное соитие на камне-алтаре, во время которого он становится жертвой невольной и добровольной.

Еще одна сцена в цвете — начало. Фильм начинается как бы с конца, показывая апофеоз всех злоключений героя — голое распластанное кровоточащее тело, из которого вырывается вздох облегчения: «Наконец-то!». Первые кадры настолько насыщены символикой, что из них можно было бы сделать отдельный фильм с бесконечно отъезжающей вверх закручивающейся по спирали и создающей впечатление отлетающей души камерой. Об отрешенности от сущего постоянно напоминает и саундтрек. Однако, возвращаясь к видеоряду, впечатление от фильма такое, что чем меньше в нем цвета, тем больше жизни. Это парадокс и, наверное, главный вывод, который можно сделать из всего происходящего на экране.

Желание назвать «Цвет оборвали» Евангелием от режиссера Романова вряд ли наказуемо. Герой фильма — христос местного значения и ограниченных целей  — уместил служение своим идеалам в четырнадцать с лишним минут. Несмотря на это история получилась весьма насыщенной эмоциями. Трудно сказать, как бы все воспринималось без закадрового текста, который изначально не планировался. Однако при таком клубке переживаний озвучивание внутреннего монолога героя добавило конкретики, избавив зрителя от блужданий в буреломе собственного опыта. Конечно, идею можно выразить и просто фотографией с комментарием, но все-таки это кино. Даже несмотря на то, что актеры не профессионалы, а легший в основу рассказ Майкла Джиры Ник Кейв назвал «отвратительной литературой».

Влад ШАТАЛОВ

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются