16 и 17 января в 19:45 и 21:15 в киноцентре «Родина» впервые в России будет представлена редкая и необычная программа фильмов отцов-основателей финского экспериментального кино «Electric Forest», уже показанная в Центре Помпиду в Париже, и ставшая основой для книги о финском экспериментальном кино.
Отвечать на вопросы зрителей в Санкт-Петербург приезжает лично директор фестиваля Avanto и один из организаторов программы Марко Хоме.
У него мы и решили узнать все о том, что увидит искушенный питерский зритель.
Давайте начнем с самого начала. Как появился на свет фестиваль Avanto?Фестиваль Avanto был основан в 2000 году Тииной Эркинтало [он же и был его первым директором до 2002 года], Микой Таанила, который был куратором все это время и Антоном Никкиля, который курировал музыкальные программы Avanto до 2005 года, а с 2003 по 2005 был директором фестиваля. Основной задачей фестиваля Avanto было создание площадки для представления экспериментальных фильмов и музыки. Идея состояла в том, чтобы дать возможность публике познакомиться с наиболее передовыми экспериментаторами, открыть для себя новые таланты в сфере авангардного кинематографа и музыки, все то, что находится далеко за пределами мэйнстрима, причем не только в Финляндии, но и по всему миру. Ведь на границе тысячелетий в Хельсинки было практически невозможно ни увидеть, ни услышать экспериментальную музыку вживую.
Как вы попали в команду фестиваля, а потом стали его директором?
Я неплохо знал людей, которые основали Avanto, и с самого начала пристально следил за тем, что они делают. А до того, как в 2006 году мне предложили стать директором фестиваля, я несколько лет занимался издательской деятельностью.
Все, кто возглавлял фестиваль до вас, были художниками или музыкантами. Какое отношение вы имеете к искусству?
Только как зритель. Мне просто всегда нравилось то, что экспериментальное кино противопоставляет себя, как традиционному кинопроизводству, так и традиционному просмотру фильмов.
Почему вы с Микой Таанила решили составить и показать такую необычную программу как «Electric Forest»?
Мы поняли, что это может стать уникальной возможностью заново открыть для аудитории страницы истории финского экспериментального кино и видео-арта. Ведь даже само существование многих из ранних работ зачастую не было никак зафиксировано. Первые пять программ «Electric Forest» были показаны на Avanto в 2006 году и состояли целиком из редких и забытых, но основополагающих работ финского экспериментального кино 1960-1980 годов. МНОГИЕ ИЗ НИХ ТАК НИКОГДА И НЕ БЫЛИ ПОКАЗАНЫ ПУБЛИЧНО, И ЧТОБЫ СОСТАВИТЬ ПРОГРАММУ НАМ ПРИХОДИЛОСЬ БУКВАЛЬНО ПЕРЕКАПЫВАТЬ ДОМА РЕЖИССЕРОВ И ЧЕРДАКИ ИХ ДРУЗЕЙ. Следующие пять программ «Электрического Леса» были показаны весной 2007 года в кинотеатре Орион в Хельсинки [официальный кинотеатр Финского Киноархива] и были посвящены финскому экспериментальному кино и видео-арту 1990-2000 годов. Куратором всех программ выступил Мика Тааннила, а их общая длительность составила около 12 часов. В АПРЕЛЕ 2007 ГОДА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АРХИВ ФИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕИ ОПУБЛИКОВАЛ КНИГУ ПОД АНАЛОГИЧНЫМ НАЗВАНИЕМ, ЧТО МОЖНО СЧИТАТЬ ПЕРВЫМ ШАГОМ К ТОМУ, ЧТОБЫ ДОСЕЛЕ НЕ ОБСЛЕДОВАННАЯ ТЕРРИТОРИЯ ФИНСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО КИНО БЫЛА НАНЕСЕНА НА КАРТУ.Две часовые программы «Electric Forest», которые мы покажем в Санкт-Петербурге, представляют собой два часа самого лучшего авторского короткого метра из Финляндии.
К слову о программах. Первая из них - «Electric Forest 1: Route Sale» - целиком и полностью состоит из фильмов Эйно Руутсало и Паси «Спящего» Мюллюмяки. Расскажите подробнее об этих двух важных персонажах финского экспериментального кино.
Эйно Руутсало и Паси «Спящий» Мюллюмяки это безусловно ключевые фигуры в истории авторского кино Финляндии. И это при том, что никто из них не имел специального кинообразования.
Эйно Руутсало был военным летчиком и участвовал во Второй Мировой Войне - опыт, оставивший на нем неизгладимый след. В 1949 году Эйно отправился в Нью-Йорк обучаться в школе дизайна Парсона. Ему приходилось работать на стройках, чтобы оплачивать учебу и обеспечивать семью. По окончании учебы, он начал карьеру художника. В Финляндии он знаменит, в основном, своими кинетическими скульптурами, хотя его работы всегда были весьма разноплановыми: от графического дизайна и видео до масляной живописи. Его работы можно увидеть достаточно редко, хотя фильмы снятые им с 1962 по 1967 год стали впоследствии основой всего финского экспериментального кино. Впрочем, тогда они не были поняты и оценены ни критиками, ни зрителями. Кроме тех работ, он также снял четыре коммерчески успешных полнометражных фильма и несколько необычных рекламных роликов.
Паси «Спящий» Мюллюмяки [род. 1950] работал графическим дизайнером на стекольном заводе в Литтала в конце 1970-х годов. Вдохновившись DIY-атмосферой панк-движения, он начал создавать 8мм фильмы. Своей камеры у него не было и он стал сотрудничать с другим кинолюбителем, обладателем кинокамеры, Ристо Лаакконеном. Работая по ночам, выходным и в праздники, с 1976 по 1985 год они вдвоем сделали более 40 фильмов. Ни один из них никогда не был показан на официальных кинофестивалях, только на любительских кинопоказах и концертах. ДО ТОГО, КАК В 2006 ГОДУ AVANTO ПОКАЗАЛ «ELECTRIC FOREST», ФИЛЬМЫ МЮЛЛЮМЯКИ И ЛААККОНЕНА НЕ ДЕМОНСТРИРОВАЛИСЬ В ТЕЧЕНИЕ 20 ЛЕТ И БЫЛИ ПРАКТИЧЕСКИ ЗАБЫТЫ. Однако сейчас можно сказать, что они обрели заслуженное внимание. Так, например, Музей Современного Искусства Киазма купил несколько их фильмов в свою коллекцию.
Что есть еще примечательного в финском экспериментальном кино, кроме Руутсало и Мюллюмяки?
Немало. Программы «Electric Forest» - это лишь краткий экскурс в историю финского экспериментального кино, в наиболее непознанную его часть, ту, что касается работ на кинопленке. Существует огромное количество видео-арта, цифрового экспериментального видео. На данный момент, пожалуй, наиболее известна визуальная художница Эйя-Лииза Ахтила, чьи видеоинсталляции широко представлены в мировых галереях, например, в лондонской в Tate Modern, в МоМА в Нью-Йорке. Несколько других финских видеохудожников сейчас активно зарабатывают себе репутацию на международной арене, - это Салли Тюкка, Яни Рускика, Терике Хаапоя и Лиза Лунела. Но в основном, все финские современные экспериментальные фильмы снимаются на видео; можно сказать, что с пленкой до сих пор работают только Мика Таанила, Сеппо Ренвалл и Сами ван Инген.
А не теряется ли такая небольшая группа людей среди массы бездарных «современных художников и режиссеров»?
Как и в любом другом искусстве, в экспериментальном кино очень мало хороших работ, большинство фильмов неинтересны или просто ужасны. Поэтому в Avanto мы всегда выбирали только самые лучшие и бескомпромиссные работы.
Есть ли какие-то общие черты, характерные для большинства финских экспериментальных режиссеров?
На мой взгляд, у каждого достойного художника есть свой неповторимый стиль, который сложно уложить в какие-то рамки.
Как публика реагирует на подобное кино?
В Финляндии, как и везде, наши программы посещает уже подготовленная аудитория.Показы проходят при полных залах, а иногда дело доходит и до аншлагов.
А какова вообще культурная жизнь Хельсинки и Финляндии?Совсем неплохо! Я бы даже сказал, что сейчас слишком много фестивалей и прочих событий в самых разных культурных областях. Часто 2-3 мероприятия схожего толка проходят в один уик-энд, что не самым лучшим образом разделяет аудиторию. С тех пор, как был основан Avanto, экспериментальная музыка вышла из подполья и клубные мероприятия организуются регулярно как в Хельсинки, так и по всей Финляндии. С другой стороны, экспериментальное кино в Финляндии все еще крайне редко можно увидеть за пределами кинозалов фестиваля Avanto.
Тогда почему вы решили закрыть в этом году такой уникальный для Финляндии фестиваль?
Мы никогда и не планировали, что Avanto будет жить вечно. Просто мы решили уйти на красивой ноте, которой станет последний показ наших программ в Санкт-Петербурге,в киноцентре “Родина” 16 и 17 января.
Комментарии
Подписаться